"Формы работы по экспериментальной деятельности"
"Современные технологии в развитии связной речи детей дошкольного возраста"
"Современные подходы к организации образовательного процесса в разновозрастных группах"
«Как организовать работу с родителями по поддержанию интереса к лепке в семье»
"Проведение физминуток и физкультурных пауз с детьми дошкольного возраста"
«Как подготовиться и провести занятие»
Создание условий для игр с водой и песком в группе и на участке
Планирование работы с детьми в цветниках и на огороде
Методические рекомендации по проведению экскурсий с дошкольниками
Консультация для педагогов "Речевая агрессия у детей"
Консультация для педагогов "Требования к воспитателю"
Консультация для педагогов "Ступеньки совершенства"
ПАМЯТКИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЖУРСТВ ПО СТОЛОВОЙ В ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
ПРАВИЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГИГИЕНЫ
СТУПЕНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ВЕЧЕР КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОТЦАМИ ВОСПИТАННИКОВ
ЭТАПЫ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ
С ДЕТЬМИ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Утренняя гимнастика ‑ обязательный компонент двигательного режима в детском саду. Утренняя гимнастика представляет собой комплекс физических упражнений общеразвивающего воздействия, направленных на повышение функциональной активности жизнеобеспечивающих систем организма. Упражнения нормализуют общий и эмоциональный тонус организма, улучшают функции системы внешнего дыхания и кровообращения, активизируют обмен веществ. Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака в летнее время на свежем воздухе, зимой – в помещении. Комплексы утренней гимнастики составляются на 1 неделю.
Продолжительность утренней гимнастики в разных возрастных группах в соответствии с требованиями учебной программы дошкольного образования
Показатели | Первая младшая группа | Вторая младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | |
Продолжительность утренней гимнастики |
|
6-7 мин | 7-8 мин | 8-10 мин | |
Количество ОРУ | 3-4 | 4-5 | 5-6 | 6-7 | |
Дозировка | 3-4 раза | 4-5 раз | 5-6 раз | 5-6 раз | |
Продолжительность непрерывного бега (подвижной игры с элементами бега) |
15 с | 15-20 с | 20-25 с | 25-30 с |
Утренняя гимнастика традиционной формы проведения условно объединяет три части: вводную, основную и заключительную. Содержание данных частей, длительность и методика проведения раскрыты в таблице.
Схема построения утренней гимнастики
Содержание частей |
Методика проведения |
Длительность |
Вводная часть |
||
Строевые упражнения, разновидности ходьбы и бега, упражнения на внимание, динамические дыхательные упражнения. Завершается перестроение на ОРУ. |
Исключить длительные бесцельные движения и прыжки, давать четкие распоряжения, команды, продумать ритмическое сопровождение |
Ранний возраст – 1-1,5 мин; Младший дошкольный – 1.5-2 мин; Средний2-2,5 мин; Старший – 2,5-3мин. |
Основная часть |
||
Комплекс ОРУ на разные мышечные группы, с разных и.п. Подвижная игра средней интенсивности |
Продумать комплекс общеразвивающих упражнений и методику его проведения (раздачу пособий, размещение детей). При выборе ОРУ и подвижной игры ориентироваться на рекомендации руководителя физического воспитания |
Ранний возраст – 2,5-3 мин; Младший дошкольный – 3-3,5 мин; Средний3,5-4 мин; Старший – 4-5 мин. |
Заключительная часть |
||
Медленная ходьба, динамические и статические дыхательные упражнения, подвижная игра малой интенсивности, упражнения в расслаблении |
Исключить интенсивные движения |
Ранний возраст – 1 мин; Младший дошкольный – 1 мин; Средний1,5-2 мин; Старший – 1,5-2мин. |
Наряду с традиционной формой проведения утренней гимнастики можно использовать и другие варианты.
Варианты проведения утренней гимнастики
Варианты утренней гимнастки |
Характеристика |
Игрового характера |
Вводная часть – подвижные игры малой и средней интенсивности (2 игры), динамические дыхательные упражнения; основная часть - комплекс ОРУ игрового или имитационного характера и игра средней интенсивности; заключительная часть – подвижная игра малой интенсивности |
С использованием полосы препятствий |
Вводная часть – ходьба, бег динамические дыхательные упражнения; основная часть – полоса препятствий с включением разных видов движений (ходьбы, бега, прыжков, лазания), усложнением двигательных заданий, чередованием темпа и ритма движений. Можно создавать различные полосы препятствий с применением разнообразных модулей; заключительная часть – уборка оборудования, ходьба. |
С включением оздоровительных пробежек (проводится на улице с детьми средней и старшей групп). Продолжительность такого варианта утренней гимнастики будет меньше, чем традиционной (4-5 мин). |
Вводная часть – ходьба, общеразвивающие упражнения в ходьбе; основная часть –пробежка в медленном темпе 100-200 м (педагог бежит впереди колонны), затем ходьба в выполнением дыхательных упражнений; заключительная часть – ходьба, динамические дыхательные упражнения . |
План-конспект утренней гимнастки с детьми первой младшей группы
(игровой вариант)
Содержание |
Дозировка |
Организационно – методические указания |
Вводная часть |
||
1. Подвижная игра «Не наступи»: в зале в свободном порядке на полу разложены пары флажков. По команде «Шагом марш» дети шагают в колонне по одному за педагогом или в разных направлениях, перешагивая через флажки и старясь их не наступить на них. По команде «Бегом марш!» бегают по площадке в колонне по одному за педагогом, обегая флажки, перешагивая через них |
2 мин |
С музыкальным сопровождением В колонне не отставать и не перегонять |
2. Динамическое дыхательное упражнение «Подуй на флажок»: И.п. – стоя, с флажками в руках на уровне головы. 1–2 – вдох носом; 3–4 – быстрый выдох ртом на флажок |
3–4 раза |
Каждый ребенок занимает место возле любой пары флажков Дуть поочерёдно на один и другой флажок |
Основная часть |
||
1. Комплекс ОРУ с флажками № 11 |
2 мин |
|
3. Подвижная игра «Снег и снежинки»: по команде «Снежинки!» игроки перемещаются по залу (бегают, кружатся), по команде «Снег!» – ложатся на пол в любой позе и не двигаются |
2-3 раза |
Отмечаются внимательные игроки |
Заключительная часть |
||
Подвижная игра малой интенсивности «По лесочку я хожу»: игроки ходят по кругу, взявшись за руки, а педагог говорит: По лесочку я хожу Машеньку не нахожу. Ну куда же мне пойти? Где же Машеньку найти? Ау–ау–ау!(говорит вместе с детьми) Ребенок, чье имя назвали должен откликнуться – сказать «Ау!» |
2-3 раза |
С каждым повторением педагог называет имя другого ребенка |
План-конспект утренней гимнастки с детьми второй младшей группы
(игровой вариант)
Содержание |
Дозировка |
Организационно – методические указания |
Вводная часть |
||
1. Подвижная игра «Топ-топ-топ» с кольцом в руках: Игроки шагают в колонне по одному за педагогом и говорят: «Зашагали ножки, топ, топ, топ! Прямо по дорожке, топ, топ, топ! Ну-ка веселее, топ, топ, топ! Вот как мы умеем, топ, топ, топ!». |
3-4 раза |
Шагать ритмично, активно работать руками, четко произносить текст,не нарушать строй. Педагогу следует менять темп, ритм и направление движения |
2. Подвижная игра «Машины»: игроки – «машины» находятся на площадке. Каждый игрок держит в руках кольцо – «руль». По команде «Машины поехали!» дети разбегаются по площадке и «рулят» кольцом. По команде «Машины – в гараж!», приседают, кладут кольцо на пол, а руки на голову – «закрывают гараж» |
2 раза |
|
3. Динамическое дыхательное упражнение «Заправляем машины»; И.п. – стоя. 1–2 – руки через стороны вверх, вдох носом; 3-4 – шипящий выдох ртом, и.п. Построение в круг для выполнения комплекса ОРУ с кольцом |
3-4 раза |
Медленно, плавно |
Основная часть |
||
1. Комплекс ОРУ с кольцом № 44 |
3 мин |
Сочетать упражнения с дыханием (вдох через нос, выход через рот) |
2. Подвижная игра «Зайцы и волк»: игроки – «зайцы» стоят в «домиках» – кольцах, которые расположены на одной стороне зала. Водящий – «волк» сидит в логове на противоположной стороне зала. Педагог говорит слова: «Скачут зайцы, скок, скок, скок, На зеленый, на лужок. Травку щиплют, кушают и тихонько слушают - Не идет ли - Волк!». В это время «зайцы» прыгают по площадке, «щиплют травку», а со словами «Волк!» – убегают в домики. «Волк» старается догнать и запятнать «зайцев» |
2 раза |
В чужие «домики» прятаться нельзя |
Заключительная часть |
||
Подвижная игра «Колобок и лиса»: дети строятся в круг. Одному игроку дают мяч – «колобок», а другому игроку, стоящему напротив – мягкую игрушку «лису». По сигналу дети передают предметы по кругу. «Колобок» старается «убежать», а «лиса» – догнать его. Если «лиса» догонит «колобка», то игра продолжается в обратном направлении |
1 мин |
«Колобка» и «лису» нужно передавать аккуратно, не бросать и стараться не уронить |
План-конспект утренней гимнастики с детьми средней группы
Вводная
1.Ходьба врассыпную с перестроением в колонну по одному по сигналу;
2.Бег в колонне по одному: легкий бег; бег, сгибая голень назад; бег с высоким подниманием колен.
3. Динамические дыхательные упражнения, перестроение в две колонны для выполнения комплекса ОРУ с кубиками.
Основная
1.ОРУ с кубиками (комплекс 19);
2.Подвижная игра «Совушка»: игроки («жучки», «паучки», «мышки», «бабочки») находятся на площадке, водящий («совушка») – в гнезде. Со словами «День наступает – все оживает!» игроки передвигаются по площадке, выполняя имитационные действия. Со словами «Ночь наступает – все замирает!» дети останавливаются и замирают в неподвижной позе. «Совушка» выходит на охоту и забирает с собой тех игроков, которые пошевелились.
Заключительная
П/и малой интенсивности «Катушка с нитками»:игроки берутся за руки в шеренге так, чтобы получилась «ниточка». Первый ребенок – «катушка» – стоит на месте. Педагог ведет всю «нитку» по кругу до тех пор, пока она не намотается на «катушку». Потом «ниточка» разматывается – дети идут в обратном направлении, а «катушка», вращаясь «разматывается».
План-конспект утренней гимнастики с детьми старшей группы
Вводная
1.Ходьба в колонне по одному со сменой ведущего по сигналу;
2.Легкий бег со сменой направления по сигналу;
3. Динамические дыхательные упражнения, построение в 3 колонны для выполнения комплекса ОРУ.
Основная
1.ОРУ с теннисным мячом (комплекс 54);
2. Подвижная игра «Играй, играй, мяч не теряй»: игроки с мячом в руках свободно располагаются на площадке. Каждый играет с мячом, выполняя действия по своему выбору: бросает вверх и о землю, отбивает мяч на месте и в движении; бросает мяч в стену, в корзину и др. По сигналу педагога все должны быстро поднять мяч вверх.
Заключительная
Ходьба в колонне по одному с мячом в руках
Консультация
"Роль семьи в формировании здорового образа жизни"
Цель: пополнить представления педагогов о роли семьи в формировании здорового образа жизни.
Формирование отношения ребенка к здоровью начинается в семье. Стремление малыша быть здоровым зависит от того, какой образ жизни ведут родители, потому что малыш как губка впитывает стиль поведения близких людей.
В раннем возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Все это требует от родителей формирования такого стиля жизни, который способствует сохранению своего здоровья.
Конечно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования.
Очень часто родители обращают внимание на здоровье ребенка тогда, когда ему уже необходима помощь медиков или психологов. Поэтому важно обратить внимание на эту проблему и создать благоприятные условия развития в семье с раннего возраста.
Ребенку необходимо показать лучшие семейные традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи.
Но рассказы нравоучения взрослых не вызовут у малыша стойкой потребности в здоровом образе жизни. А значит прежде чем научить ребенка, эту потребность родители должны выработать у себя.
В жизни есть важное правило:"Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!".
Режим дня дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим – сон, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личную гигиену, нравственное и этическое воспитание, отказ от разрушителей здоровья и т.д. Режим в учреждении дошкольного образования должен соответствовать домашнему режиму.
Другая проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут.
Формируя здоровый образ жизни ребенка, семья должна привить ребенку следующие основные знания, умения и потребности:
- знание правил личной гигиены, гигиены помещений, одежды, обуви и др.;
- потребность строго соблюдать режим дня;
- умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
- умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (дом, улица, дорога, лес) безопасна для жизни;
Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания здорового образа жизни:
- положительная динамика физического состояния вашего ребенка;
- снижение заболеваемости;
- формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;
- снижение уровня тревожности и агрессивности.
Совершенно очевидно, что положительный результат может быть достигнут только при тесном взаимодействии учреждения дошкольного образования и семьи. Так как потребности в здоровом образе жизни сформируются только при однозначном отношении к ним у родителей и педагогов. Только при соблюдении этого условия ребенок воспримет бережное отношение к своему здоровью как непреложную истину, единственно правильный стиль жизнедеятельности.
Литература
- Здароўе дзяцей – здароўе нацыі // Пралеска, 2004. №8. С 3
- Кошман М.Г., Гуцко Н.В. Дети и здоровье. Мозырь, 2007. 264с.
- Мащенко М.В., Шишкина В.А. Какая физкультура нужна дошкольнику? Мн., 1998. 128с.
- Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. Здоровый малыш. Мн., 2000. 176с.
- Шишкина В.А. В детский сад – за здоровьем. Мн., 2006. 184с.
Консультация
"Методические рекомендации по организации прогулки"
Цель: пополнить знания малоопытных педагогов информацией по организации прогулки.
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т.д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.
Прогулки дают возможность решать задачи нравственного воспитания. Воспитатель знакомит детей с родным городом, его достопримечательностями, с трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги. При этом подчеркивается коллективный характер труда и его значение: все делается для того, чтобы нашим людям жилось удобно, красиво и радостно. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к родному городу. Малыши трудятся в цветнике - сажают цветы, поливают их, рыхлят землю. У них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать ее красоту. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость, ритм и динамика - все это вызывает даже у самых маленьких радостные переживания.
Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до четырех часов в день. Летом это время значительно увеличивается. Режим дня учреждения дошкольного образования предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней.
Большое значение для проведения прогулок имеет озелененный, в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями спланированный и оборудованный участок. Желательно, чтобы каждая возрастная группа располагала отдельным участком, отгороженным от других групп кустарником. На этом участке выделяются места для проведения подвижных игр и развития движений детей (ровная площадка), для игр с песком, водой, строительным материалом, для творческих игр и игр с различными игрушками.
На участке должно быть оборудование для развития движений: заборчики для лазанья (трехгранные, четырехгранные и шестигранные), бревно для упражнения в равновесии, горка, инвентарь для упражнений в прыжках, метании. Все это должно иметь привлекательный вид, быть прочным, хорошо обработанным, закрепленным и соответствовать возрасту и силам детей. Кроме постоянного оборудования, на площадку выносятся игрушки, пособия в соответствии с намеченным планом работы. Игровые площадки заканчиваются дорожками, по которым дети могут кататься на велосипедах, автомобилях.
Помимо игровых площадок на участке необходимо иметь закрытые беседки для защиты от дождя и солнца.
В зимнее время на участке следует устроить горку, ледяные дорожки и снежные сооружения, каток (если позволяют условия).
Чтобы дети охотно собирались на прогулку, детей к прогулке воспитатель заранее продумывает ее содержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой.
Одевание детей нужно организовать так, чтобы не тратить много времени и чтобы им не приходилось долго ждать друг друга. Для этого необходимо продумать и создать соответствующие условия. Для каждой группы нужна просторная раздевальная комната с индивидуальными шкафчиками и достаточным числом банкеток и стульчиков, чтобы ребенку было удобно сесть, одеть рейтузы или обувь и не мешать при этом другим детям.
Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности. Сначала все они одевают рейтузы, обувь, затем платок, пальто, шапку, шарф и варежки. При возвращении с прогулки раздеваются в обратном порядке. Малышей помогает одевать помощник воспитателя, давая, однако, им возможность самим сделать то, что они могут. Когда у детей выработаются навыки одевания и. раздевания и они будут делать это быстро и аккуратно, воспитатель только помогает им в отдельных случаях (застегнуть пуговицу, завязать шарф и т. п.). Нужно приучать малышей к тому, чтобы они оказывали помощь друг другу, не забывали поблагодарить за оказанную услугу. Чтобы навыки одевания и раздевания формировались быстрее, родители должны дома предоставлять детям больше самостоятельности.
Когда большинство детей оденется, воспитатель выходит с ними на участок. За остальными детьми следит помощник воспитателя, затем провожает их к воспитателю. Выходя на прогулку, дети сами выносят игрушки и материал для игр и занятий на воздухе.
Содержание детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста.
Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.
Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.
Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.
Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки, кольцеброс, кегли, а в старших группах -- элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой.
Полезны игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем. Воспитатель дает детям кубики, лото, поощряет игры в семью, космонавтов, пароход, больницу и др. Он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал.
Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения. Летом - это езда на велосипеде, зимой - катание на санках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.
Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Так, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде, зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями.
Трудовые задания должны быть посильны детям и вместе с тем требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца.
Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т. д.
Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Следует организовать и наблюдения за трудом взрослых, которые работают вблизи детского сада, например за строителями.
Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.
Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Надевают сменную обувь, приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу.
Воспитатель организует наблюдения детей за и их значение общественной жизнью и явлениями природы и за пределами участка. С этой целью организуются целевые прогулки.
В младшей группе целевые прогулки проводятся раз в неделю на небольшое расстояние, по улице, где находится детский сад. Со старшими детьми такие прогулки проводятся два раза е неделю и на более далекие расстояния.
Детям младшей группы воспитатель показывает дома, транспорт, пешеходов, средней - здания общественного назначения (школа, Дом культуры, почта и т. п.). Со старшими детьми проводятся целевые прогулки на другие улицы, в ближайший парк. Дети знакомятся с правилами поведения в общественных местах и правилами уличного движения.
На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность. Движения на воздухе оказывают положительное влияние на физическое развитие. Длительная ходьба во время прогулки требует от детей определенной выдержки, организованности и выносливости.
Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других - упражнение в равновесии, для третьих - спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков.
На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.
Литература
- Шишкина, В.А. Двигательное развитие дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В.А. Шишкина. - Минск: Нац. ин-т образования, 2011.
- Шишкина, В.А. Подвижные игры для детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. - Минск: Нац. ин-т образования, 2012.
- Шишкина, В.А. Физическое воспитание дошкольников: пособие для педагогов и руководителей учреждений дошк. образования / В.А. Шишкина. - Минск: Зорны верасень, 2007.