Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Планирование образовательного процесса

Дата: 18 июля 2019 в 19:15, Обновлено 12 февраля в 23:31
Автор: Бриль Т. И.

Основные подходы к планированию образовательного процесса в группах раннего и дошкольного возраста учреждений дошкольного образования в реализации учебной программы дошкольного образования

В условиях внедрения учебной программы дошкольного образования обращаем внимание педагогов учреждений дошкольного образования на планирование и организацию образовательного процесса с позиции современных научных подходов: деятельностного, культурно-исторического, личностного.

Первостепенной задачей учреждений дошкольного образования является выстраивание системы планирования для организации образовательного процесса, которая включает: разработку учебного плана учреждения дошкольного образования, утвержденного руководителем учреждения; расписания специально организованной деятельности воспитанников по образовательным областям учебной программы дошкольного образования; планов педагогических работников учреждения дошкольного образования (перспективных, календарных), в которых, кроме специально организованной деятельности воспитанников, могут отражаться нерегламентированная деятельность (игра и другие виды деятельности в распорядке дня, которые организуются или возникают как с участием взрослого, так и при его косвенном руководстве).

Планирование – процесс трудоемкий и творческий, требующий от педагога глубоких знаний учебной программы дошкольного образования, ее дидактических принципов, возрастных возможностей и особенностей воспитанников, требований, предъявляемых к планированию образовательного процесса. В планировании должны быть предусмотрены конечные и промежуточные цели и задачи, средства и способы достижения результатов.

Организация образовательного процесса включает оптимальное чередование видов детской деятельности: специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников. Специально организованная деятельность воспитанников – это регламентированные типовым учебным планом дошкольного образования игра, занятие, организованные с учетом закономерностей их развития в раннем и дошкольном возрасте. Нерегламентированная деятельность воспитанников – это игра и другие виды деятельности в распорядке дня, которые организуются как с участием взрослого, так и при косвенном его руководстве. В распорядке дня специально организованная деятельность выступает в качестве сопутствующей иным видам деятельности.

Важным аспектом планирования является решение образовательных, развивающих и воспитательных задач в разных формах специально организованной деятельности и видах детской деятельности, т.е. интеграция образовательного процесса, которая определяется,  как системный, целостный и взаимосвязанный процесс.

Обязательно в планировании должна прослеживаться интеграция образовательных областей (например, «Художественная литература», «Изобразительная деятельность» с другими образовательными областями) и интегрированность видов детской деятельности, предполагающие решение задач по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств воспитанников во взаимосвязи всех направлений. Интеграция образовательных областей прослеживается в совместной деятельности взрослого и детей и отражается в различных видах совместной и самостоятельной детской деятельности. Цели и задачи должны быть четкими, конкретными, понятными, реальными, измеримыми и достижимыми, соответствующими направлениям и образовательным областям учебной программы дошкольного образования и возрасту детей. Ключевыми словами формулировки целей, образовательных, развивающих и воспитательных задач могут быть: «формировать понятие», «расширить представление», «развивать умение сравнивать», «развивать познавательный интерес», «способствовать развитию», «воспитывать эстетическое восприятие», «воспитывать культуру поведения» и т.д.

Реализация целей и задач учебной программы дошкольного образования в группах раннего и дошкольного возраста осуществляется при организации образовательного процесса, в котором предусмотрена совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей в специально организованных формах (игра, занятие) и различных видах детской деятельности, режимных процессах в течение дня. Качественный результат образовательной деятельности зависит от личности педагога, который, прежде всего, создает эмоционально насыщенную среду, способствующую полноценному развитию ребенка (режимные моменты, самостоятельная детская деятельность и т.д.).

Одним из оптимальных условий реализации учебной программы дошкольного образования является тематический подход к планированию образовательного процесса, в котором предполагается выделение ведущей темы дня, недели или месяца. Предварительный подбор педагогами основных тем обеспечивает системность и культуросообразность организации образовательного процесса. Реализация темы проходит в комплексе разных видов детской деятельности, предусматривающих взаимодействие взрослого и ребенка с позиции партнерства.

Тематический подход к планированию предусматривает разработку тем: с учетом цикличности года, сезонных изменений и явлений в природе, государственных и народных праздников, познания природного и рукотворного мира, родного края, себя, мира, социума, трудовой деятельности людей и др.

Вместе с тем, планирование и организация образовательного процесса с учетом тематического подхода может осуществляться в разных вариантах:

-тематическое планирование, включающее организацию разных видов деятельности, подчиненных одной теме и интегрирующих все образовательные области;

- использование в планировании метода проектов, позволяющих реализовать цели в рамках определенной темы;

-широкое использование научно обоснованных методик, информационных и образовательных технологий в интеграции с разнообразной организованной и самостоятельной деятельностью детей.

Планированием и организацией образовательного процесса по тематическому принципу предусмотрены возможности экспериментирования, проведения воспитанниками элементарной исследовательской деятельности с учетом специфики учреждения дошкольного образования.

Разработанные педагогом темы на год, в рамках которых решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи, должны быть социально значимыми для общества, семьи и государства, соответствовать целям, задачам и содержанию направлений и образовательных областей учебной программы дошкольного образования, быть познавательными и интересными для воспитанников. Например, тема, соответствующая направлению «Социально-нравственное и личностное развитие», раскрывается через образовательные области «Ребенок и общество», «Ребенок и природа» и интегрируется с образовательной областью «Изобразительное искусство», "Художественная литература", "Музыкальное искусство".

Содержание образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» направления «Речевое развитие» может интегрироваться с образовательной областью «Художественная литература ".

Интеграция содержания образовательной области «Изобразительное искусство» (восприятие произведений изобразительного искусства, рисование, аппликация, лепка, конструирование) может осуществляться с другими образовательными областями, например, «Ребенок и общество» и др. и отражается в плане работы воспитателя группы второго раннего возраста.

Задачи образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» интегрируются со всеми образовательными областями через все виды детской деятельности и решаются в совместной со взрослым и детьми деятельности в условиях специально организованной речевой среды.

Обеспечивается интеграция образовательной области «Физическая культура» с образовательной областью «Ребенок и общество» (например, «Здоровье и личная гигиена», «Безопасность жизнедеятельности» и др.), а также в тесной взаимосвязи с другими образовательными областями и видами детской деятельности (например, интеграция движений и игровой деятельности).

Такой подход к планированию в учреждении дошкольного образования обеспечит мотивацию, содержательность и продуктивность образовательного процесса.

В качестве одного из вариантов написания плана образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста по реализации учебной программы дошкольного образования предлагается следующая структура.

Разделы плана по учебной программе дошкольного образования (варианты)

1.Годовые задачи учреждения дошкольного образования на учебный год.

2.Научно-методическое обеспечение (источники планирования: образовательные стандарты дошкольного образования, учебная программа дошкольного образования, учебные издания, официально утвержденные либо допущенные в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованные научно-методическим учреждением «Национальный институт образования»).

3.Список детей по подгруппам (для групп раннего возраста и разновозрастных групп), (подгрупповая работа в остальных группах организуется при наличии соответствующих условий). Список детей в подгруппе не должен быть постоянным, в течение года он может изменяться с учетом уровня развития каждого ребенка.

4.Циклограмма (обязательные компоненты организации разных видов совместной деятельности педагога и детей в течение дня). В циклограмму также включаются: время, отведенное для специально организованных форм (игр, занятий), в том числе бассейне, дни и время, отведенное для проведения физкультурных досугов, музыкальных развлечений, организации образовательных услуг сверх базового компонента. Циклограмма разрабатывается на год (корректируется при необходимости) в соответствии с распорядком дня каждой возрастной группы и условий функционирования учреждения дошкольного образования.

Возможно следующее содержание и форма написания циклограммы:

Первая половина дня

Вторая половина дня

Утро

Первая прогулка

После сна, перед прогулкой

Вторая прогулка

Вечер

1-я половина дня

Утро:

-         общение;

  • индивидуальная работа по образовательным областям учебной программы дошкольного образования и ежедневным наблюдениям за деятельностью детей;
  • игровая деятельность;
  • трудовая деятельность;
  • познавательная практическая деятельность;
  • двигательная деятельность: организованная (утренняя гимнастика, физкультминутки, физкультурные паузы), самостоятельная (до и после завтрака);
  • закаливание;
  • здоровье и личная гигиена;
  • культура питания;
  • безопасность жизнедеятельности;
  • специально организованная деятельность (согласно утвержденному учебному плану и расписанию занятий (игр) на каждый день недели).

1-я прогулка:

  • игровая деятельность;
  • познавательная практическая деятельность (наблюдения за живой и неживой природой, опытно-экспериментальная деятельность, обследование предметов, объектов, пространства и т.д.);
  • двигательная деятельность: организованная (подвижные игры и физические упражнения — ежедневно, занятия физической культурой — согласно утвержденному учебному плану занятий на неделю); самостоятельная (ежедневно);
  • трудовая деятельность;
  • индивидуальная работа по образовательным областям учебной программы дошкольного образования и повседневным наблюдениям за деятельностью детей;
  • закаливание;
  • здоровье и личная гигиена;
  • безопасность жизнедеятельности.

2-я половина дня

После сна:

  • закаливание;
  • здоровье и личная гигиена;
  • культура питания;
  • безопасность жизнедеятельности;
  • самостоятельная двигательная деятельность.
  • Перед второй прогулкой:

образовательные услуги на платной основе (указываются дни недели, время и продолжительность проведения образовательных услуг);

  • развлечения.

2-я прогулка:

  • познавательная практическая деятельность (наблюдения за живой и неживой природой, опыты, эксперименты и т.д.);
  • двигательная деятельность: организованная (подвижные игры, физические упражнения — ежедневно); самостоятельная (ежедневно);
  • трудовая деятельность;
  • индивидуальная работа с детьми по образовательным областям учебной программы и ежедневным наблюдениям за деятельностью детей;
  • игровая деятельность;
  • закаливание;
  • здоровье и личная гигиена;
  • безопасность жизнедеятельности;

Вечер:

  • индивидуальная работа с детьми по образовательным областям учебной программы дошкольного образования и повседневным наблюдениям за деятельностью детей;
  • игровая деятельность;
  • художественная деятельность: театральная, художественно-речевая, музыкальная (развлечения и др.), изобразительная (восприятие произведений изобразительного искусства, рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн).
  • трудовая деятельность;
  • самостоятельная двигательная деятельность (ежедневно);
  • занятия в бассейне (при наличии) (после первой прогулки или во вторую половину дня) – по утвержденному графику.

В циклограмме указываются конкретно дни недели, периодичность проведения музыкальных и физкультурных досугов, физкультурных праздников, дней здоровья.

5.Взаимодействие с семьей

Формы взаимодействия с семьей

Содержание

Дата проведения

Ответственный

Отметка о выполнении

Коллективные

Индивидуальные

Наглядно-информационные

Информационно-коммуникацион-ные (сайт, электронная почта и т.д.)

Педагогический работник планирует на месяц разнообразные формы сотрудничества с семьей воспитанников с учетом предстоящих мероприятий группы и общих мероприятий учреждения дошкольного образования. Ежедневная работа педагога с семьями воспитанников должна быть направлена на обеспечение систематической информированности родителей о пребывании воспитанников в учреждении дошкольного образования, в целях обеспечения единых подходов в воспитании и развитии ребенка, поддержания постоянного контакта с семьей.

6. Индивидуальная работа с детьми.

Неделя

Содержание работы по образовательным областям

Фамилия, имя ребенка

Учет работы

Первая

Вторая

Третья

Четвертая

Целесообразно индивидуальную работу с детьми планировать по образовательным областям на каждую неделю месяца на основе предыдущих ежедневных наблюдений педагога и с учетом анализа результатов детской деятельности. Коррекционная же работа планируется и осуществляется при необходимости педагогом-психологом, учителем-дефектологом.

7.Закаливание (планирование и ежедневное  проведение на протяжении дня обязательных мероприятий с учетом принципов закаливания, возрастных особенностей детей, сезонных изменений).

8.Здоровье и личная гигиена (задачи)

9. Культура питания (задачи)

10.Безопасность жизнедеятельности (задачи)

(планирование задач и ежедневное их выполнение в соответствии с распорядком дня).

11. Двигательная деятельность (активность). (Планирование и обеспечение участия детей в мероприятиях активного отдыха, игровой деятельности, двигательной активности в мероприятиях распорядка дня, создание условий для самостоятельной двигательной деятельности детей).

  • Организованная двигательная деятельность (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультурный досуг, физкультурный праздник, день здоровья) планируются и проводятся в разные отрезки времени. Занятия по образовательной области «Физическая культура» планируются и проводятся по расписанию в соответствии с планом работы воспитателя каждой возрастной группы (в разделе плана «Специально организованная деятельность»).

Утренняя гимнастика (планируется на первую-вторую, третью-четвертую недели с дополнениями и усложнениями во второй и четвертой неделях). Комплекс упражнений подбирается и с учетом места проведения утренней гимнастики.  (Возможно использование картотеки).

Недели

Содержание

Дополнение

Первая

Вторая

+

Третья

Четвертая

+

- Физкультминутки (названия 2-3 физкультминуток).

-Физкультурная пауза (1-2 игры малой и средней подвижности).

-Подвижные игры и физические упражнения на первой и второй прогулках

Недели

Подвижные игры и физические упражнения на первой прогулке

Подвижные игры и физические упражнения на второй прогулке

Первая

Вторая

Третья

Четвертая

 Активный отдых:

-физкультурный досуг (1раз в месяц – во второй младшей группе, (2 раза в месяц – в средней и старшей группах);

-физкультурный праздник (2 (4 - в группах от 5-7 лет) раза в год) (программу разрабатывает руководитель физического воспитания, в плане воспитатель обозначает дату проведения мероприятия и принимает активное участие в подготовке и проведении праздника);

-день здоровья (4 раза в год) (составляется общая программа проведения дня здоровья в учреждении дошкольного образования, включаются мероприятия всех дошкольных групп, в плане воспитателем отмечается дата проведения).

  • Самостоятельная двигательная деятельность (отводится время: утром, после завтрака, на первой прогулке, после сна, на второй прогулке, вечером и в разных видах детской деятельности).  

Для самостоятельной двигательной деятельности детей создаются соответствующие условия, обеспечивающие выполнение физических упражнений в разнородной физкультурно-игровой среде в помещении и на воздухе.  (Перечень оборудования, место проведения определяется педагогом, время предусмотрено учебной программой дошкольного образования в распорядке дня каждой возрастной группы).

12. Специально организованная деятельность. (Регламентированные учебным планом учреждения дошкольного образования формы организации образовательного процесса с учетом закономерностей развития детей раннего и дошкольного возраста по образовательным областям)

Планирование специально организованных форм по образовательным областям осуществляется на основе расписания игр, занятий и др. форм по образовательным областям на каждый день недели в соответствии с учебным планом. Определяется тема и цель недели (если планирование осуществляется по тематическому принципу), обозначается образовательная область, формулируется тема занятия, конкретные программные задачи (формировать, развивать, воспитывать), научно-методическое обеспечение (источники планирования); в дополнениях указывается: дидактический материал, пособия, картины, методы, приемы, игры, упражнения используемых образовательных технологий.

При планировании игр, занятий педагоги могут использовать следующую примерную структуру написания:

  • тема недели;
  • образовательная область и вид занятия (н-р, «Изобразительное искусство»: Рисование;
  • тема занятия;
  • программные задачи (обучающие, развивающие, воспитательные);
  • источники планирования;
  • методические приемы (перечисляются конкретные приемы, с помощью которых будут достигаться поставленные цели по отношению к группе в целом, к отдельному ребенку);
  • дополнения.

Основными формами организации образовательного процесса детей раннего возраста являются индивидуальные формы организации игр (занятий), подгрупповые и в некоторых случаях фронтальные формы организации детей в специально организованной деятельности. В распорядке дня специально организованная деятельность выступает в качестве сопутствующей другим видам деятельности.

В планировании образовательного процесса по учебной программе дошкольного образования прослеживается взаимосвязь направлений образовательных областей на основе интеграции содержания. Обеспечивается интеграция образовательных областей и видов детской деятельности (например, интеграция движений и игровой деятельности) и т.д.

Вариант 1.

Дни недели

Специально организованная деятельность

Первая неделя

Дополнения

Вторая неделя

Дополнения

Третья неделя

Дополнения

Четвертая неделя

Дополнения

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Виды детской деятельности (таблица)

Неделя месяца

Общение

Игровая

Познава-тельная практичес-кая

Художест-венная

Трудовая

Элементарная учебная деятель-ность*1

Первая

задачи

Вторая

задачи

Третья

задачи

Четвертая

задачи

Возможна и такая форма написания плана для педагогов, имеющих небольшой опыт работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Вариант 2.

Специально организованная деятельность и виды детской деятельности (Специально организованные формы образовательного процесса и виды детской деятельности на каждый день недели).

Таблица :

Дни недели

Специально организованная деятельность (по образовательным областям)

Дополнения

Общение

Игровая деятельность

Познавательная практическая

Художественная

деятельность*2

Трудовая деятельность

Элементарная учебная деятельность*2

Понедельник

задачи

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Нерегламентированная деятельность воспитанников – это общение, познавательная практическая (предметная - в группах раннего возраста), игровая, художественная, трудовая, элементарная учебная (для детей дошкольного возраста) деятельность в распорядке дня, которая возникает как с участием взрослого (совместная деятельность), так и при косвенном руководстве взрослого (создание соответствующих условий) самостоятельная деятельность детей.

*1, 2. В графе «Элементарная учебная деятельность (пропедевтика)» во второй младшей и средней группах и «Элементарная учебная деятельность» в старших группах планируются задачи на неделю в соответствии с учебной программой дошкольного образования и возрастными особенностями детей, выполнение которых осуществляется в специально организованной деятельности и других видах детской деятельности.

Ежедневное количество занятий (игр) в каждой возрастной группе и их последовательность определяется утвержденным руководителем учебным планом учреждения дошкольного образования.

В планировании специально организованной деятельности обязательно прослеживаются: принцип интеграции образовательных областей учебной программы дошкольного образования и принцип интегративности содержания  других видов детской деятельности.

*3 Обращаем внимание педагогов, что в «Художественную деятельность» входят: театральная, художественно-речевая деятельность; музыкальная деятельность; изобразительная деятельность (восприятие произведений изобразительного искусства, рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн).

В плане на летний оздоровительный период планируются виды детской деятельности.

Дни недели

Общение

Игровая деятельность

Познавательная практическая

Художественная

деятельность*3

Трудовая деятельность

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Занятия по образовательным областям не планируются, в план включаются виды детской деятельности.

 Обращаем внимание воспитателей дошкольного образования, музыкальных руководителей и руководителей физического воспитания, что вместо занятий по образовательной области «Физическая культура» планируются физкультурные досуги и двигательная деятельность, музыкальных занятий образовательной области «Музыкальное искусство» - развлечения и музыкальная деятельность.

К выбору наиболее оптимальной и удобной для педагога формы написания плана следует подходить дифференцированно с учетом образования, опыта работы и индивидуального стиля деятельности педагога, внедряемой образовательной технологии как инструмента реализации учебной программы дошкольного образования.

Методист высшей категории  отдела инновационных технологий в дошкольном образовании ГУО «Академия последипломного образования»                                                                                                                        О.П. Жихар           

Планирование образовательного процесса

в учреждениях дошкольного образования

Инструктивно-методическое письмо

Министерства образования Республики Беларусь к 2015/2016 учебному году

План реализации образовательного процесса в группах раннего и дошкольного возраста может включать следующие структурные компоненты:

Годовые задачи учреждения дошкольного образования.

Научно­методическое обеспечение (перечень учебных изданий, официально утвержденных либо допущенных в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованных научно­методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь).

Список детей по подгруппам (с учетом возрастных, индивидуальных особенностей воспитанников; подгруппы детей могут изменяться в течение года).

Циклограмма совместной деятельности педагога с воспитанниками в течение дня (содержание деятельности с воспитанниками в первую и вторую половины дня).

Взаимодействие с семьями воспитанников (формы и содержание работы по психолого­педагогическому образованию родителей и включению их в образовательный процесс).

Индивидуальная работа с воспитанниками (содержание работы по образовательным областям учебной программы дошкольного образования на основе ежедневных наблюдений педагога и с учетом результатов детской деятельности. Коррекционно­развивающая работа планируется и осуществляется педагогом­психологом, учителем­дефектологом).

Закаливание (основные виды закаливания планируются
с учетом принципов закаливания, возрастных особенностей воспитанников, сезонных изменений, условий учреждения дошкольного образования).

Двигательная активность (содержание мероприятий распорядка дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на 1­й и 2­й прогулках, активный отдых).

Специально организованная деятельность, регламентированная типовым учебным планом дошкольного образования (игра, занятие).

Планируется по образовательным областям на основе расписания игр, занятий на каждый день недели в соответствии с учебным планом. Определяются тема и цель деятельности в течение недели. В содержание планирования включаются: образовательная область и вид занятия; тема занятия; программные задачи (обучающие, развивающие, воспитательные); источники планирования. Планирование специально организованной деятельности в разновозрастной группе осуществляется в соответствии с общими требованиями, но имеет определенное своеобразие. При планировании фронтальных форм работы следует учитывать различие содержания (по степени трудности) и продолжительности деятельности детей каждого возраста. Необходимо указывать программные задачи применительно к каждому возрасту; предусмотреть дифференцированные задания для детей.

Нерегламентированную деятельность воспитанников (виды детской деятельности: общение, игра, познавательная практическая (предметная — в группах раннего возраста), художественная, элементарная трудовая).

В учреждениях дошкольного образования рекомендуется часть структурных компонентов плана (годовые задачи учреждения дошкольного образования; научно­методическое обеспечение; список воспитанников по подгруппам; циклограмма совместной деятельности педагога с воспитанниками в течение дня; взаимодействие с семьей; индивидуальная работа с воспитанниками; закаливание; двигательная активность) планировать на год, полугодие, месяц, а часть (специально организованная и нерегламентированная деятельность) планировать на каждый день недели месяца.

При планировании образовательного процесса в группах раннего возраста с целью качественной реализации содержания учебной программы дошкольного образования необходимо обеспечить повторность проведения занятий.

Изменение занятий может заключаться в: постепенном преподнесении новой информации;

смене дидактического материала;использовании новых методических приемов и др.

         Этапы планирования специально-организованных видов деятельности (занятий)

1. Разработка системы занятий по теме или разделу.

2. Определение темы  и ведущих понятий занятия.

3. Определение триединой дидактической цели занятия,   задач  на основе учебной программы дошкольного образования ,  уровня развития детей.

4. Подбор литературы по теме.

5. Подбор игр и упражнений , для реализации поставленных задач.

6. Выбор  формы организации занятия (игра, упражнение, комбинированное занятие, комплексное  и др.), организации детей (сидя или стоя за столами, сидя полукругом на стульях, на ковре или свободно перемещаясь вслед за воспитателем по группе и др.), определение  своего свободного места и всех  возможных  перемещений в процессе занятия.

7. Конкретизация  дидактических средств: их количество, размещение, последовательность использования.

8. Продумывание  форм и содержания игровых, учебных, учебно-игровых ситуаций, их чередования  или последовательности.

9. Проектирование  начала занятия, его хода  и окончания.

10. Формулирование  заданий и вопросов детям, возможных реплик, пояснений, указаний, обобщения в каждой из структурных частей занятия.

11. Предусматривание  логики  перехода от одной структурной части занятия к другой, их примерной  длительности.

12. Продумывание  разнообразных  методов и приемов активизации внимания и мышления, развития сенсорики и речи, поддержания интереса к занятию и стимулирования учебной деятельности дошкольников.

13. Предусматривание  индивидуально – дифференцированного  подхода  к детям на занятии (варьирование заданий, их дозировка, помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах) , физкультминуток  и др.

14. Продумывание форм оценки выполненного задания детьми.

15. Подготовка конспекта занятия.

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВИДОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

В разделе «Общение» планируются:

  • беседы (от 5 до 15 минут; индивидуально или с небольшой группой детей);
  • рассказы (из опыта);
  • коммуникативные ситуации;
  • этюды;
  • ситуации невербального общения;
  • объяснения;
  • пояснения;

В разделе «Игровая деятельность» планируются:

  • дидактические игры;
  • сюжетно – ролевые игры;
  • настольно – печатные игры;
  • словесные игры;
  • развивающие игры;
  • строительные;
  • народные;
  • компьютерные;
  • режиссерские

В разделе «Познавательно-практическая деятельность» планируются:

  • наблюдения;
  • опыты;
  • эксперименты;
  • обследование предметов, местности;
  • ориентирование: в пространстве (на себя, от себя, от объекта), на листе бумаги, на местности;

В разделе «Художественная деятельность» планируются:

1. Художественно-речевая и театральная деятельность:

  • чтение и заучивание художественных произведений (потешек, стихотворений, сказок, коротких рассказов);
  • слушание  художественных произведений в грамзаписи;
  • воспроизведение;
  • составление рассказов (творческих, описательных);
  • речевые упражнения;
  • знакомство с разными видами кукольных театров;
  • драматизация (с помощью фланелеграфа, настольного, пальчикового театров);
  • инсценировка;

2. Ознакомление с искусством и изобразительная деятельность:

  • рассматривание произведений живописи (картин либо репродукций), произведений станковой, книжной, прикладной графики (рисунки либо эстампы);
  • рассматривание народных игрушек, скульптур, предметов декоративно-прикладного искусства;
  • отработка приемов рисования;
  • отработка техник изображения;
  • изготовление поделок (из природного, бросового материалов)

3. Музыкальная деятельность:

  • развлечения);
  • игра на музыкальных инструментах;
  • подготовка к праздникам;
  • слушание музыкальных произведений (народной, классической, современной музыки) в грамзаписи;
  • выполнение под музыку музыкально-ритмических движений

В разделе «Трудовая деятельность» планируются:

  • самообслуживание;
  • хозяйственно-бытовой труд;
  • труд в природе;
  • совместный труд взрослых и детей (работа групповых кружком);
  • культурно-гигиенические навыки.

СРЕДНЯЯ И СТАРШАЯ ГРУППА

В разделе «Общение» планируются:

  • беседы (от 5 до 15 минут; индивидуально или с небольшой группой детей);
  • рассказы (из опыта);
  • коммуникативные ситуации;
  • этюды;
  • ситуации невербального общения;
  • объяснения;
  • пояснения;
  • тренинги

В разделе «Игровая деятельность» планируются:

  • дидактические игры;
  • сюжетно – ролевые игры;
  • настольно – печатные игры;
  • словесные игры;
  • развивающие игры;
  • строительные;
  • народные;
  • компьютерные;
  • режиссерские

В разделе «Познавательно-практическая деятельность» планируются:

  • наблюдения;
  • опыты;
  • эксперименты;
  • составление схем-моделей;
  • обследование предметов, местности;
  • ориентирование: в пространстве (на себя, от себя, от объекта), на листе бумаги, на местности;
  • составление плана действий (когда один дома, потерялся, как вести себя при пожаре и т.д.)

В разделе «Художественная деятельность» планируются:

1. Художественно-речевая и театральная деятельность:

  • чтение и заучивание художественных произведений (потешек, стихотворений, сказок, коротких рассказов);
  • придумывание загадок, сказок;
  • слушание  художественных произведений в грамзаписи;
  • воспроизведение;
  • составление рассказов (творческих, описательных);
  • речевые упражнения;
  • знакомство с разными видами кукольных театров;
  • драматизация (с помощью фланелеграфа, настольного, пальчикового театров);
  • инсценировка;
  • подготовка спектаклей

2. Ознакомление с искусством и изобразительная деятельность:

  • рассматривание произведений живописи (картин либо репродукций), произведений станковой, книжной, прикладной графики (рисунки либо эстампы);
  • рассматривание народных игрушек, скульптур (малых форм, монументальная, станковая, декоративно-парковая), предметов декоративно-прикладного искусства;
  • рассматривание зданий разной архитектуры; знакомство с разновидностями дизайна (ландшафтный дизайн, дизайн интерьеров помещений, дизайн одежды, игрушек, дизайн упаковки и печатной продукции);
  • изготовление (совместно с воспитателем) коллажей, декораций, костюмов, атрибутов (к игре, спектаклю, утреннику, развлечению);
  • отработка приемов рисования;
  • отработка техник изображения;
  • изготовление поделок (из природного, бросового материалов)

3. Музыкальная деятельность:

  • развлечения);
  • игра на музыкальных инструментах;
  • подготовка к праздникам;
  • слушание музыкальных произведений (народной, классической, современной музыки) в грамзаписи;
  • выполнение под музыку музыкально-ритмических движений

В разделе «Трудовая деятельность» планируются:

  • самообслуживание;
  • хозяйственно-бытовой труд;
  • труд в природе;
  • ручной труд;
  • совместный труд взрослых и детей (работа групповых кружком);
  • культурно-гигиенические навыки

Содержание двигательной активности воспитанников,

 согласно учебной программе дошкольного образования

Двигательная

активность

                           Возрастная         группа

Первая младшая группа

Вторая младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

от 2 до 3 лет

от 3 до 4 лет

от 4 до 5 лет

от 5 до 6 лет

от 6 до 7 лет

Самостоятельная двигательная деятельность

Утром

15-20 мин.

10-15 мин.

10-15 мин.

10-15 мин.

10-15 мин.

После завтрака

10-12 мин.

8-10 мин.

8-10 мин.

8-10 мин.

8-10 мин.

На первой прогулке

40-45 мин.

35-40 мин.

40-45 мин.

40-50 мин.

40-50 мин.

На второй прогулке

30-35 мин

35-45 мин

30-35 мин.

30-40 мин.

30-40 мин.

После сна

10-12 мин

10-12 мин.

10-12 мин.

10-15 мин.

10-15 мин.

В разных видах деятельности

60-90 мин.

50-80 мин.

80-100 мин.

25-30 мин.

25-30 мин.

Двигательная активность в мероприятиях распорядка дня

Утренняя гимнастика

5-6 мин.

6-7 мин.

7-8 мин.

8-10 мин.

8-10 мин.

Физкультурные занятия

2 раза в неделю

 10-15 мин.

3 раза в неделю

10-15 мин.

4 раза в неделю

20-25 мин.

4 раза в неделю

30-35 мин.

4 раза в неделю

30-35 мин.

Подвижные игры и физические упражнения на первой и второй  прогулках

10-15 мин.

20 мин.

20-25 мин.

25 мин.

30 мин.

Физкультурный досуг

----

1 раз в месяц 20 мин.

2 раза в месяц 25-30 мин.

2 раза в месяц 30-35 мин.

2 раза в месяц 35-40 мин.

Физкультурный праздник

----

----

2 раза в год 30-40 мин.

4 раза в год 40-50 мин.

4 раза в год 50- 60 мин.

День здоровья

----

4 раза в год

4 раза в год

4 раза в год

4 раза в год

Физкультминутки на занятиях

----

1,5-2 мин.

2-3 мин.

3 мин.

3-4 мин.

Во время перерыва между занятиями

----

10-12 мин.

10 мин.

10 мин.

10-12 м

                                                                                                                 

Обучение спортивным упражнениям,

                                             согласно учебной программе дошкольного образовани                                                    

Спортивные упражнения

Катание на санках

Скольжение по ледяным дорожкам

Ходьба на лыжах

Катание на велосипеде

Катание на самокате,

 Спорт-

роллере

Первая младшая группа

от 2 до 3 лет

Катание ребёнка взрослым, скатывание с горки, сидя на санках; катание санок за верёвочку ребёнком; катание ребёнком на санках игрушек, снежков; попытки катать друг друга.

Прокатывание детей взрослым, держа за руки.

Ознакомление с лыжами; попытка стоять, сохраняя равновесие; переступание, попытки передвижения (скольжение).

Посадка на трёх-(четырёх) колёсный велосипед, схождение с него с поддержкой и без поддержки взрослого; катание с помощью взрослого и попытки передвижения самостоятельно; управление рулём с помощью взрослого и самостоятельно.

----------

Вторая младшая группа

от 3 до 4 лет

Друг друга, вдвоём – одного; подъём на горку, везя за собой санки; спуск  с невысокой горки, сидя на санках, поставив ноги на полозья; выполнение торможения, поставив ноги на снег (упор на пятки), руками, держась за края санок, немного отклонившись назад.

С помощью взрослых  (длина дорожки

 1-1,5 м).

Надевание и снимание лыж; уход за лыжами (очищение от снега); стояние на лыжах с сохранением равновесия; поднимание поочерёдно правой (левой) ноги;  передвижение ступающим и скользящим шагом по утрамбованному снегу, ставя лыжи параллельно друг другу;  выполнение поворотов направо (налево) на месте вокруг пяток лыж.

На трёхколёсном велосипеде по прямой, по кругу; выполнять повороты, торможение; вращать педали, равномерно нажимая поочерёдно то одной, то другой ногой, не отрывая ступни от педалей; сидеть прямо, смотреть вперёд, свободно управлять рулём.

---------

Средняя группа

от 4 до 5 лет

Катание друг друга; подъём с санками на горку, спуск с горки по одному и вдвоём; торможение при спуске с горки.

Со страховкой взрослыми и самостоятельно (длина 1,5-2 м).

Стоять на лыжах, приседать («пружинки»), передвигаться по лыжне переменным скользящим шагом (без палок), выполняя свободные движения руками; выполнять повороты переступанием на месте вправо и влево вокруг пяток лыж; подъём на пологую горку ступающим шагом, «лесенкой»;  спуск с невысокой горки в низкой стойке; проходить на лыжах 0,5 км.

Ездить друг за другом на трёх- и двухколёсном велосипеде; выполнять повороты, объезжать предметы, регулировать темп движения; выполнять торможение; уход (выполнение осмотра технического средства; протирание ветошью  загрязнённых мест; регулировка высоты седла с помощью взрослого).

----------

Старшая группа

от 5 до 6 лет

Катание на санках по одному (по двое); выполнение поворотов при спуске с горки направо (налево); поворотов и остановок (торможение) в обозначенном месте; выполнение заданий при спуске к горки (попадание снежков в цель; сбор предметов, расставленных вдоль склона; проезд в ворота, построенные из снега или нарисованные на снегу и др).

По горизонтальной и наклонной после короткого (3-5) шагов разбега; выполнение приседания во время скольжения со страховкой взрослыми; выполнение движений руками (вперед, за спину, разведение в стороны и др.).

Попеременным двухшажным ходом  по пресечённой местности, повороты на месте (переступанием вокруг носков лыж) и в движении; подъём на невысокие горки «ёлочкой», «полуёлочкой»; спуск с горки, пополнение торможения при спуске «плугом», «полуплугом»; передвижение по лыжне с палками, передвижение в спокойном темпе 1 км.

Самостоятельно садиться на двухколёсный велосипед; ездить по прямой друг за другом; «восьмёркой»; по дорожкам с разным грунтом; выполнять повороты и торможение в обозначенном месте.

Знакомство техническим средством, уход за ним, катание по прямой, по кругу на правой (левой) ноге, отталкиваясь одной ногой; выполнение остановок.

От 6 до 7 лет

Спуск с горки вдвоём, выполнение поворотов, торможения, выполнение дополнительных заданий при спуске с горки

После разбега на одной (со страховкой взрослого); вдвоём, втроём; выполнение отталкивания правой (левой) ногой при скольжении; сбивание ногами с дорожки льдинок (мелких предметов)

Скользящим шагом до ориентира, между предметами (кеглями, флажками, фигурками из снега и др.); попеременным двухшажным ходом по пересечённой местности; повороты на месте на 180<sup> о</sup> (360<sup> о</sup>) переступанием и в движении; со сменой темпа передвижения; без опоры на палки (держа их в руках); спуск с невысокой горки  с выполнением заданий (проехать в воротца, под препятствие и др.);  ходьба в спокойном темпе до 2 км.

Ехать на двухколёсном велосипеде с ускорением, замедлением темпа, по ограниченной площади (узкой дорожке); управлять велосипедом одной рукой; выполнять остановки в заданном месте.

Передвижение на техническом средстве после неоднократного (3-4 толчка) отталкивания одной ногой («кто дальше») по прямой, между предметами, в воротца; свободная ориентировка в пространстве при передвижении по площадке; езда с сохранением заданных интервалов относительно едущих впереди и рядом; торможение и остановка в обозначенном месте.

К спортивным упражнениям, согласно учебной программе дошкольного образования, относится  и обучение плаванию. Работа с воспитанниками в этом направлении проводится со второй младшей группы (3-4 года).

Обучение  воспитанников спортивным упражнениям и элементам спортивных игр в основном проходит на физкультурных занятиях, организуемых на воздухе. Для того,  чтобы дети овладели навыками спортивных упражнений и научились играть в спортивные игры необходимо постоянно повторять и закреплять их во время прогулок.

Обучение элементам спортивных игр,

согласно учебной программе дошкольного образования

Элементы спортивных игр

Старшая группа

Баскетбол

Футбол

Хоккей

Бадминтон

Городки

Настольный теннис

от 5 до 6 лет

Принятие стойки баскетболиста; передача мяча друг другу двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении; ловля мяча; ведение мяса поочерёдно правой (левой) рукой шагом и бегом; выполнение перемещений по площадке, остановок, поворотов; забрасывание мяча в корзину двумя руками от груди, одной рукой от плеча.

Удары по мячу ногой с попаданием в предметы; прокатывание футбольного мяча правой и левой ногами в заданном направлении; передача мяча друг другу (на месте и в движении); ведение мяча «змейкой» между предметами; закатывание в ворота; выполнение остановок мяча ногами.

Правильное держание клюшки; ведение шайбы (толчком и перекладыванием клюшки) в заданном направлении; выполнение бросков (на месте и в движении) друг другу; выполнение ударов по шайбе с попаданием в ворота; выполнение остановок шайбы.

Правильное держание ракетки, выполнение подачи в сторону партнёра; отбивание волана ракеткой.

Броски биты, отведя руку в сторону, занимая правильное исходное положение; представление о некоторых фигурах (5-6) игры; сбивание фигур, поставленных в ряд.

___________

от 6 до 7 лет

Принятие стойки баскетболиста; передача мяча друг другу двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении;  ведение мяча поочередно правой (левой) рукой шагом и бегом, забрасывание в корзину двумя руками от груди и одной рукой от плеча; с места и в движении ловля мяча на разной высоте и с разных сторон; перемещение по площадке, остановки, повороты.

Прокатывание футбольного мяча правой и левой ногами в заданном направлении; передача мяча в парах друг другу на месте и в движении, обведение его вокруг предметов; попадание в предметы; остановки мяча; подбивание подъёмом ноги; закатывание в ворота.

Ведение шайбы клюшкой без отрыва его от шайбы в заданном направлении, вокруг предметов, между предметами; передача шайбы друг другу в парах на месте и в движении; забрасывание шайбы в ворота справа и слева с места и после ведения.

Отбивание волана ракеткой; подача его партнёру через сетку и без неё; свободное передвижение по площадке с отбиванием волана ракеткой; игра в парах (с сеткой и без неё).

Узнавание, называние и выкладывание нескольких (6-8) фигур городков; броски биты прямо рукой сбоку; выбивание фигур городков при разном их расположении с полукона и кона, используя наименьшее количество бит.

Умение держать ракетку правильно; выполнение подготовительных упражнений с ракеткой и мячом (подбрасывание и ловля мяча одной рукой, удары мяча ракеткой о пол, стену и т.п.); отбивание мяча ракеткой после отскока от стола через сетку.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.