Основные подходы к планированию образовательного процесса в группах раннего и дошкольного возраста учреждений дошкольного образования в реализации учебной программы дошкольного образования
В условиях внедрения учебной программы дошкольного образования обращаем внимание педагогов учреждений дошкольного образования на планирование и организацию образовательного процесса с позиции современных научных подходов: деятельностного, культурно-исторического, личностного.
Первостепенной задачей учреждений дошкольного образования является выстраивание системы планирования для организации образовательного процесса, которая включает: разработку учебного плана учреждения дошкольного образования, утвержденного руководителем учреждения; расписания специально организованной деятельности воспитанников по образовательным областям учебной программы дошкольного образования; планов педагогических работников учреждения дошкольного образования (перспективных, календарных), в которых, кроме специально организованной деятельности воспитанников, могут отражаться нерегламентированная деятельность (игра и другие виды деятельности в распорядке дня, которые организуются или возникают как с участием взрослого, так и при его косвенном руководстве).
Планирование – процесс трудоемкий и творческий, требующий от педагога глубоких знаний учебной программы дошкольного образования, ее дидактических принципов, возрастных возможностей и особенностей воспитанников, требований, предъявляемых к планированию образовательного процесса. В планировании должны быть предусмотрены конечные и промежуточные цели и задачи, средства и способы достижения результатов.
Организация образовательного процесса включает оптимальное чередование видов детской деятельности: специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников. Специально организованная деятельность воспитанников – это регламентированные типовым учебным планом дошкольного образования игра, занятие, организованные с учетом закономерностей их развития в раннем и дошкольном возрасте. Нерегламентированная деятельность воспитанников – это игра и другие виды деятельности в распорядке дня, которые организуются как с участием взрослого, так и при косвенном его руководстве. В распорядке дня специально организованная деятельность выступает в качестве сопутствующей иным видам деятельности.
Важным аспектом планирования является решение образовательных, развивающих и воспитательных задач в разных формах специально организованной деятельности и видах детской деятельности, т.е. интеграция образовательного процесса, которая определяется, как системный, целостный и взаимосвязанный процесс.
Обязательно в планировании должна прослеживаться интеграция образовательных областей (например, «Художественная литература», «Изобразительная деятельность» с другими образовательными областями) и интегрированность видов детской деятельности, предполагающие решение задач по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств воспитанников во взаимосвязи всех направлений. Интеграция образовательных областей прослеживается в совместной деятельности взрослого и детей и отражается в различных видах совместной и самостоятельной детской деятельности. Цели и задачи должны быть четкими, конкретными, понятными, реальными, измеримыми и достижимыми, соответствующими направлениям и образовательным областям учебной программы дошкольного образования и возрасту детей. Ключевыми словами формулировки целей, образовательных, развивающих и воспитательных задач могут быть: «формировать понятие», «расширить представление», «развивать умение сравнивать», «развивать познавательный интерес», «способствовать развитию», «воспитывать эстетическое восприятие», «воспитывать культуру поведения» и т.д.
Реализация целей и задач учебной программы дошкольного образования в группах раннего и дошкольного возраста осуществляется при организации образовательного процесса, в котором предусмотрена совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей в специально организованных формах (игра, занятие) и различных видах детской деятельности, режимных процессах в течение дня. Качественный результат образовательной деятельности зависит от личности педагога, который, прежде всего, создает эмоционально насыщенную среду, способствующую полноценному развитию ребенка (режимные моменты, самостоятельная детская деятельность и т.д.).
Одним из оптимальных условий реализации учебной программы дошкольного образования является тематический подход к планированию образовательного процесса, в котором предполагается выделение ведущей темы дня, недели или месяца. Предварительный подбор педагогами основных тем обеспечивает системность и культуросообразность организации образовательного процесса. Реализация темы проходит в комплексе разных видов детской деятельности, предусматривающих взаимодействие взрослого и ребенка с позиции партнерства.
Тематический подход к планированию предусматривает разработку тем: с учетом цикличности года, сезонных изменений и явлений в природе, государственных и народных праздников, познания природного и рукотворного мира, родного края, себя, мира, социума, трудовой деятельности людей и др.
Вместе с тем, планирование и организация образовательного процесса с учетом тематического подхода может осуществляться в разных вариантах:
-тематическое планирование, включающее организацию разных видов деятельности, подчиненных одной теме и интегрирующих все образовательные области;
- использование в планировании метода проектов, позволяющих реализовать цели в рамках определенной темы;
-широкое использование научно обоснованных методик, информационных и образовательных технологий в интеграции с разнообразной организованной и самостоятельной деятельностью детей.
Планированием и организацией образовательного процесса по тематическому принципу предусмотрены возможности экспериментирования, проведения воспитанниками элементарной исследовательской деятельности с учетом специфики учреждения дошкольного образования.
Разработанные педагогом темы на год, в рамках которых решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи, должны быть социально значимыми для общества, семьи и государства, соответствовать целям, задачам и содержанию направлений и образовательных областей учебной программы дошкольного образования, быть познавательными и интересными для воспитанников. Например, тема, соответствующая направлению «Социально-нравственное и личностное развитие», раскрывается через образовательные области «Ребенок и общество», «Ребенок и природа» и интегрируется с образовательной областью «Изобразительное искусство», "Художественная литература", "Музыкальное искусство".
Содержание образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» направления «Речевое развитие» может интегрироваться с образовательной областью «Художественная литература ".
Интеграция содержания образовательной области «Изобразительное искусство» (восприятие произведений изобразительного искусства, рисование, аппликация, лепка, конструирование) может осуществляться с другими образовательными областями, например, «Ребенок и общество» и др. и отражается в плане работы воспитателя группы второго раннего возраста.
Задачи образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» интегрируются со всеми образовательными областями через все виды детской деятельности и решаются в совместной со взрослым и детьми деятельности в условиях специально организованной речевой среды.
Обеспечивается интеграция образовательной области «Физическая культура» с образовательной областью «Ребенок и общество» (например, «Здоровье и личная гигиена», «Безопасность жизнедеятельности» и др.), а также в тесной взаимосвязи с другими образовательными областями и видами детской деятельности (например, интеграция движений и игровой деятельности).
Такой подход к планированию в учреждении дошкольного образования обеспечит мотивацию, содержательность и продуктивность образовательного процесса.
В качестве одного из вариантов написания плана образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста по реализации учебной программы дошкольного образования предлагается следующая структура.
Разделы плана по учебной программе дошкольного образования (варианты)
1.Годовые задачи учреждения дошкольного образования на учебный год.
2.Научно-методическое обеспечение (источники планирования: образовательные стандарты дошкольного образования, учебная программа дошкольного образования, учебные издания, официально утвержденные либо допущенные в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованные научно-методическим учреждением «Национальный институт образования»).
3.Список детей по подгруппам (для групп раннего возраста и разновозрастных групп), (подгрупповая работа в остальных группах организуется при наличии соответствующих условий). Список детей в подгруппе не должен быть постоянным, в течение года он может изменяться с учетом уровня развития каждого ребенка.
4.Циклограмма (обязательные компоненты организации разных видов совместной деятельности педагога и детей в течение дня). В циклограмму также включаются: время, отведенное для специально организованных форм (игр, занятий), в том числе бассейне, дни и время, отведенное для проведения физкультурных досугов, музыкальных развлечений, организации образовательных услуг сверх базового компонента. Циклограмма разрабатывается на год (корректируется при необходимости) в соответствии с распорядком дня каждой возрастной группы и условий функционирования учреждения дошкольного образования.
Возможно следующее содержание и форма написания циклограммы:
Первая половина дня |
Вторая половина дня |
|||
Утро |
Первая прогулка |
После сна, перед прогулкой |
Вторая прогулка |
Вечер |
1-я половина дня
Утро:
- общение;
- индивидуальная работа по образовательным областям учебной программы дошкольного образования и ежедневным наблюдениям за деятельностью детей;
- игровая деятельность;
- трудовая деятельность;
- познавательная практическая деятельность;
- двигательная деятельность: организованная (утренняя гимнастика, физкультминутки, физкультурные паузы), самостоятельная (до и после завтрака);
- закаливание;
- здоровье и личная гигиена;
- культура питания;
- безопасность жизнедеятельности;
- специально организованная деятельность (согласно утвержденному учебному плану и расписанию занятий (игр) на каждый день недели).
1-я прогулка:
- игровая деятельность;
- познавательная практическая деятельность (наблюдения за живой и неживой природой, опытно-экспериментальная деятельность, обследование предметов, объектов, пространства и т.д.);
- двигательная деятельность: организованная (подвижные игры и физические упражнения — ежедневно, занятия физической культурой — согласно утвержденному учебному плану занятий на неделю); самостоятельная (ежедневно);
- трудовая деятельность;
- индивидуальная работа по образовательным областям учебной программы дошкольного образования и повседневным наблюдениям за деятельностью детей;
- закаливание;
- здоровье и личная гигиена;
- безопасность жизнедеятельности.
2-я половина дня
После сна:
- закаливание;
- здоровье и личная гигиена;
- культура питания;
- безопасность жизнедеятельности;
- самостоятельная двигательная деятельность.
- Перед второй прогулкой:
образовательные услуги на платной основе (указываются дни недели, время и продолжительность проведения образовательных услуг);
- развлечения.
2-я прогулка:
- познавательная практическая деятельность (наблюдения за живой и неживой природой, опыты, эксперименты и т.д.);
- двигательная деятельность: организованная (подвижные игры, физические упражнения — ежедневно); самостоятельная (ежедневно);
- трудовая деятельность;
- индивидуальная работа с детьми по образовательным областям учебной программы и ежедневным наблюдениям за деятельностью детей;
- игровая деятельность;
- закаливание;
- здоровье и личная гигиена;
- безопасность жизнедеятельности;
Вечер:
- индивидуальная работа с детьми по образовательным областям учебной программы дошкольного образования и повседневным наблюдениям за деятельностью детей;
- игровая деятельность;
- художественная деятельность: театральная, художественно-речевая, музыкальная (развлечения и др.), изобразительная (восприятие произведений изобразительного искусства, рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн).
- трудовая деятельность;
- самостоятельная двигательная деятельность (ежедневно);
- занятия в бассейне (при наличии) (после первой прогулки или во вторую половину дня) – по утвержденному графику.
В циклограмме указываются конкретно дни недели, периодичность проведения музыкальных и физкультурных досугов, физкультурных праздников, дней здоровья.
5.Взаимодействие с семьей
Формы взаимодействия с семьей |
Содержание |
Дата проведения |
Ответственный |
Отметка о выполнении |
Коллективные |
||||
Индивидуальные |
||||
Наглядно-информационные |
||||
Информационно-коммуникацион-ные (сайт, электронная почта и т.д.) |
Педагогический работник планирует на месяц разнообразные формы сотрудничества с семьей воспитанников с учетом предстоящих мероприятий группы и общих мероприятий учреждения дошкольного образования. Ежедневная работа педагога с семьями воспитанников должна быть направлена на обеспечение систематической информированности родителей о пребывании воспитанников в учреждении дошкольного образования, в целях обеспечения единых подходов в воспитании и развитии ребенка, поддержания постоянного контакта с семьей.
6. Индивидуальная работа с детьми.
Неделя |
Содержание работы по образовательным областям |
Фамилия, имя ребенка |
Учет работы |
Первая |
|||
Вторая |
|||
Третья |
|||
Четвертая |
Целесообразно индивидуальную работу с детьми планировать по образовательным областям на каждую неделю месяца на основе предыдущих ежедневных наблюдений педагога и с учетом анализа результатов детской деятельности. Коррекционная же работа планируется и осуществляется при необходимости педагогом-психологом, учителем-дефектологом.
7.Закаливание (планирование и ежедневное проведение на протяжении дня обязательных мероприятий с учетом принципов закаливания, возрастных особенностей детей, сезонных изменений).
8.Здоровье и личная гигиена (задачи)
9. Культура питания (задачи)
10.Безопасность жизнедеятельности (задачи)
(планирование задач и ежедневное их выполнение в соответствии с распорядком дня).
11. Двигательная деятельность (активность). (Планирование и обеспечение участия детей в мероприятиях активного отдыха, игровой деятельности, двигательной активности в мероприятиях распорядка дня, создание условий для самостоятельной двигательной деятельности детей).
- Организованная двигательная деятельность (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультурный досуг, физкультурный праздник, день здоровья) планируются и проводятся в разные отрезки времени. Занятия по образовательной области «Физическая культура» планируются и проводятся по расписанию в соответствии с планом работы воспитателя каждой возрастной группы (в разделе плана «Специально организованная деятельность»).
- Утренняя гимнастика (планируется на первую-вторую, третью-четвертую недели с дополнениями и усложнениями во второй и четвертой неделях). Комплекс упражнений подбирается и с учетом места проведения утренней гимнастики. (Возможно использование картотеки).
Недели |
Содержание |
Дополнение |
Первая |
||
Вторая |
+ |
|
Третья |
||
Четвертая |
+ |
- Физкультминутки (названия 2-3 физкультминуток).
-Физкультурная пауза (1-2 игры малой и средней подвижности).
-Подвижные игры и физические упражнения на первой и второй прогулках
Недели |
Подвижные игры и физические упражнения на первой прогулке |
Подвижные игры и физические упражнения на второй прогулке |
Первая |
||
Вторая |
||
Третья |
||
Четвертая |
Активный отдых:
-физкультурный досуг (1раз в месяц – во второй младшей группе, (2 раза в месяц – в средней и старшей группах);
-физкультурный праздник (2 (4 - в группах от 5-7 лет) раза в год) (программу разрабатывает руководитель физического воспитания, в плане воспитатель обозначает дату проведения мероприятия и принимает активное участие в подготовке и проведении праздника);
-день здоровья (4 раза в год) (составляется общая программа проведения дня здоровья в учреждении дошкольного образования, включаются мероприятия всех дошкольных групп, в плане воспитателем отмечается дата проведения).
- Самостоятельная двигательная деятельность (отводится время: утром, после завтрака, на первой прогулке, после сна, на второй прогулке, вечером и в разных видах детской деятельности).
Для самостоятельной двигательной деятельности детей создаются соответствующие условия, обеспечивающие выполнение физических упражнений в разнородной физкультурно-игровой среде в помещении и на воздухе. (Перечень оборудования, место проведения определяется педагогом, время предусмотрено учебной программой дошкольного образования в распорядке дня каждой возрастной группы).
12. Специально организованная деятельность. (Регламентированные учебным планом учреждения дошкольного образования формы организации образовательного процесса с учетом закономерностей развития детей раннего и дошкольного возраста по образовательным областям)
Планирование специально организованных форм по образовательным областям осуществляется на основе расписания игр, занятий и др. форм по образовательным областям на каждый день недели в соответствии с учебным планом. Определяется тема и цель недели (если планирование осуществляется по тематическому принципу), обозначается образовательная область, формулируется тема занятия, конкретные программные задачи (формировать, развивать, воспитывать), научно-методическое обеспечение (источники планирования); в дополнениях указывается: дидактический материал, пособия, картины, методы, приемы, игры, упражнения используемых образовательных технологий.
При планировании игр, занятий педагоги могут использовать следующую примерную структуру написания:
- тема недели;
- образовательная область и вид занятия (н-р, «Изобразительное искусство»: Рисование;
- тема занятия;
- программные задачи (обучающие, развивающие, воспитательные);
- источники планирования;
- методические приемы (перечисляются конкретные приемы, с помощью которых будут достигаться поставленные цели по отношению к группе в целом, к отдельному ребенку);
- дополнения.
Основными формами организации образовательного процесса детей раннего возраста являются индивидуальные формы организации игр (занятий), подгрупповые и в некоторых случаях фронтальные формы организации детей в специально организованной деятельности. В распорядке дня специально организованная деятельность выступает в качестве сопутствующей другим видам деятельности.
В планировании образовательного процесса по учебной программе дошкольного образования прослеживается взаимосвязь направлений образовательных областей на основе интеграции содержания. Обеспечивается интеграция образовательных областей и видов детской деятельности (например, интеграция движений и игровой деятельности) и т.д.
Вариант 1.
Дни недели |
Специально организованная деятельность |
Первая неделя |
Дополнения |
Вторая неделя |
Дополнения |
Третья неделя |
Дополнения |
Четвертая неделя |
Дополнения |
Понедельник |
|||||||||
Вторник |
|||||||||
Среда |
|||||||||
Четверг |
|||||||||
Пятница |
Виды детской деятельности (таблица)
Неделя месяца |
Общение |
Игровая |
Познава-тельная практичес-кая |
Художест-венная |
Трудовая |
Элементарная учебная деятель-ность*1 |
Первая |
задачи |
|||||
Вторая |
задачи |
|||||
Третья |
задачи |
|||||
Четвертая |
задачи |
Возможна и такая форма написания плана для педагогов, имеющих небольшой опыт работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Вариант 2.
Специально организованная деятельность и виды детской деятельности (Специально организованные формы образовательного процесса и виды детской деятельности на каждый день недели).
Таблица :
Дни недели |
Специально организованная деятельность (по образовательным областям) |
Дополнения |
Общение |
Игровая деятельность |
Познавательная практическая |
Художественная деятельность*2 |
Трудовая деятельность |
Элементарная учебная деятельность*2 |
Понедельник |
задачи |
|||||||
Вторник |
||||||||
Среда |
||||||||
Четверг |
||||||||
Пятница |
Нерегламентированная деятельность воспитанников – это общение, познавательная практическая (предметная - в группах раннего возраста), игровая, художественная, трудовая, элементарная учебная (для детей дошкольного возраста) деятельность в распорядке дня, которая возникает как с участием взрослого (совместная деятельность), так и при косвенном руководстве взрослого (создание соответствующих условий) самостоятельная деятельность детей.
*1, 2. В графе «Элементарная учебная деятельность (пропедевтика)» во второй младшей и средней группах и «Элементарная учебная деятельность» в старших группах планируются задачи на неделю в соответствии с учебной программой дошкольного образования и возрастными особенностями детей, выполнение которых осуществляется в специально организованной деятельности и других видах детской деятельности.
Ежедневное количество занятий (игр) в каждой возрастной группе и их последовательность определяется утвержденным руководителем учебным планом учреждения дошкольного образования.
В планировании специально организованной деятельности обязательно прослеживаются: принцип интеграции образовательных областей учебной программы дошкольного образования и принцип интегративности содержания других видов детской деятельности.
*3 Обращаем внимание педагогов, что в «Художественную деятельность» входят: театральная, художественно-речевая деятельность; музыкальная деятельность; изобразительная деятельность (восприятие произведений изобразительного искусства, рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн).
В плане на летний оздоровительный период планируются виды детской деятельности.
Дни недели |
Общение |
Игровая деятельность |
Познавательная практическая |
Художественная деятельность*3 |
Трудовая деятельность |
Понедельник |
|||||
Вторник |
|||||
Среда |
|||||
Четверг |
|||||
Пятница |
Занятия по образовательным областям не планируются, в план включаются виды детской деятельности.
Обращаем внимание воспитателей дошкольного образования, музыкальных руководителей и руководителей физического воспитания, что вместо занятий по образовательной области «Физическая культура» планируются физкультурные досуги и двигательная деятельность, музыкальных занятий образовательной области «Музыкальное искусство» - развлечения и музыкальная деятельность.
К выбору наиболее оптимальной и удобной для педагога формы написания плана следует подходить дифференцированно с учетом образования, опыта работы и индивидуального стиля деятельности педагога, внедряемой образовательной технологии как инструмента реализации учебной программы дошкольного образования.
Методист высшей категории отдела инновационных технологий в дошкольном образовании ГУО «Академия последипломного образования» О.П. Жихар
Планирование образовательного процесса
в учреждениях дошкольного образования
Инструктивно-методическое письмо
Министерства образования Республики Беларусь к 2015/2016 учебному году
План реализации образовательного процесса в группах раннего и дошкольного возраста может включать следующие структурные компоненты:
Годовые задачи учреждения дошкольного образования.
Научнометодическое обеспечение (перечень учебных изданий, официально утвержденных либо допущенных в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованных научнометодическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь).
Список детей по подгруппам (с учетом возрастных, индивидуальных особенностей воспитанников; подгруппы детей могут изменяться в течение года).
Циклограмма совместной деятельности педагога с воспитанниками в течение дня (содержание деятельности с воспитанниками в первую и вторую половины дня).
Взаимодействие с семьями воспитанников (формы и содержание работы по психологопедагогическому образованию родителей и включению их в образовательный процесс).
Индивидуальная работа с воспитанниками (содержание работы по образовательным областям учебной программы дошкольного образования на основе ежедневных наблюдений педагога и с учетом результатов детской деятельности. Коррекционноразвивающая работа планируется и осуществляется педагогомпсихологом, учителемдефектологом).
Закаливание (основные виды закаливания планируются
с учетом принципов закаливания, возрастных особенностей воспитанников, сезонных изменений, условий учреждения дошкольного образования).
Двигательная активность (содержание мероприятий распорядка дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на 1й и 2й прогулках, активный отдых).
Специально организованная деятельность, регламентированная типовым учебным планом дошкольного образования (игра, занятие).
Планируется по образовательным областям на основе расписания игр, занятий на каждый день недели в соответствии с учебным планом. Определяются тема и цель деятельности в течение недели. В содержание планирования включаются: образовательная область и вид занятия; тема занятия; программные задачи (обучающие, развивающие, воспитательные); источники планирования. Планирование специально организованной деятельности в разновозрастной группе осуществляется в соответствии с общими требованиями, но имеет определенное своеобразие. При планировании фронтальных форм работы следует учитывать различие содержания (по степени трудности) и продолжительности деятельности детей каждого возраста. Необходимо указывать программные задачи применительно к каждому возрасту; предусмотреть дифференцированные задания для детей.
Нерегламентированную деятельность воспитанников (виды детской деятельности: общение, игра, познавательная практическая (предметная — в группах раннего возраста), художественная, элементарная трудовая).
В учреждениях дошкольного образования рекомендуется часть структурных компонентов плана (годовые задачи учреждения дошкольного образования; научнометодическое обеспечение; список воспитанников по подгруппам; циклограмма совместной деятельности педагога с воспитанниками в течение дня; взаимодействие с семьей; индивидуальная работа с воспитанниками; закаливание; двигательная активность) планировать на год, полугодие, месяц, а часть (специально организованная и нерегламентированная деятельность) планировать на каждый день недели месяца.
При планировании образовательного процесса в группах раннего возраста с целью качественной реализации содержания учебной программы дошкольного образования необходимо обеспечить повторность проведения занятий.
Изменение занятий может заключаться в: постепенном преподнесении новой информации;
смене дидактического материала;использовании новых методических приемов и др.
Этапы планирования специально-организованных видов деятельности (занятий)
1. Разработка системы занятий по теме или разделу.
2. Определение темы и ведущих понятий занятия.
3. Определение триединой дидактической цели занятия, задач на основе учебной программы дошкольного образования , уровня развития детей.
4. Подбор литературы по теме.
5. Подбор игр и упражнений , для реализации поставленных задач.
6. Выбор формы организации занятия (игра, упражнение, комбинированное занятие, комплексное и др.), организации детей (сидя или стоя за столами, сидя полукругом на стульях, на ковре или свободно перемещаясь вслед за воспитателем по группе и др.), определение своего свободного места и всех возможных перемещений в процессе занятия.
7. Конкретизация дидактических средств: их количество, размещение, последовательность использования.
8. Продумывание форм и содержания игровых, учебных, учебно-игровых ситуаций, их чередования или последовательности.
9. Проектирование начала занятия, его хода и окончания.
10. Формулирование заданий и вопросов детям, возможных реплик, пояснений, указаний, обобщения в каждой из структурных частей занятия.
11. Предусматривание логики перехода от одной структурной части занятия к другой, их примерной длительности.
12. Продумывание разнообразных методов и приемов активизации внимания и мышления, развития сенсорики и речи, поддержания интереса к занятию и стимулирования учебной деятельности дошкольников.
13. Предусматривание индивидуально – дифференцированного подхода к детям на занятии (варьирование заданий, их дозировка, помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах) , физкультминуток и др.
14. Продумывание форм оценки выполненного задания детьми.
15. Подготовка конспекта занятия.
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВИДОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
В разделе «Общение» планируются:
- беседы (от 5 до 15 минут; индивидуально или с небольшой группой детей);
- рассказы (из опыта);
- коммуникативные ситуации;
- этюды;
- ситуации невербального общения;
- объяснения;
- пояснения;
В разделе «Игровая деятельность» планируются:
- дидактические игры;
- сюжетно – ролевые игры;
- настольно – печатные игры;
- словесные игры;
- развивающие игры;
- строительные;
- народные;
- компьютерные;
- режиссерские
В разделе «Познавательно-практическая деятельность» планируются:
- наблюдения;
- опыты;
- эксперименты;
- обследование предметов, местности;
- ориентирование: в пространстве (на себя, от себя, от объекта), на листе бумаги, на местности;
В разделе «Художественная деятельность» планируются:
1. Художественно-речевая и театральная деятельность:
- чтение и заучивание художественных произведений (потешек, стихотворений, сказок, коротких рассказов);
- слушание художественных произведений в грамзаписи;
- воспроизведение;
- составление рассказов (творческих, описательных);
- речевые упражнения;
- знакомство с разными видами кукольных театров;
- драматизация (с помощью фланелеграфа, настольного, пальчикового театров);
- инсценировка;
2. Ознакомление с искусством и изобразительная деятельность:
- рассматривание произведений живописи (картин либо репродукций), произведений станковой, книжной, прикладной графики (рисунки либо эстампы);
- рассматривание народных игрушек, скульптур, предметов декоративно-прикладного искусства;
- отработка приемов рисования;
- отработка техник изображения;
- изготовление поделок (из природного, бросового материалов)
3. Музыкальная деятельность:
- развлечения);
- игра на музыкальных инструментах;
- подготовка к праздникам;
- слушание музыкальных произведений (народной, классической, современной музыки) в грамзаписи;
- выполнение под музыку музыкально-ритмических движений
В разделе «Трудовая деятельность» планируются:
- самообслуживание;
- хозяйственно-бытовой труд;
- труд в природе;
- совместный труд взрослых и детей (работа групповых кружком);
- культурно-гигиенические навыки.
СРЕДНЯЯ И СТАРШАЯ ГРУППА
В разделе «Общение» планируются:
- беседы (от 5 до 15 минут; индивидуально или с небольшой группой детей);
- рассказы (из опыта);
- коммуникативные ситуации;
- этюды;
- ситуации невербального общения;
- объяснения;
- пояснения;
- тренинги
В разделе «Игровая деятельность» планируются:
- дидактические игры;
- сюжетно – ролевые игры;
- настольно – печатные игры;
- словесные игры;
- развивающие игры;
- строительные;
- народные;
- компьютерные;
- режиссерские
В разделе «Познавательно-практическая деятельность» планируются:
- наблюдения;
- опыты;
- эксперименты;
- составление схем-моделей;
- обследование предметов, местности;
- ориентирование: в пространстве (на себя, от себя, от объекта), на листе бумаги, на местности;
- составление плана действий (когда один дома, потерялся, как вести себя при пожаре и т.д.)
В разделе «Художественная деятельность» планируются:
1. Художественно-речевая и театральная деятельность:
- чтение и заучивание художественных произведений (потешек, стихотворений, сказок, коротких рассказов);
- придумывание загадок, сказок;
- слушание художественных произведений в грамзаписи;
- воспроизведение;
- составление рассказов (творческих, описательных);
- речевые упражнения;
- знакомство с разными видами кукольных театров;
- драматизация (с помощью фланелеграфа, настольного, пальчикового театров);
- инсценировка;
- подготовка спектаклей
2. Ознакомление с искусством и изобразительная деятельность:
- рассматривание произведений живописи (картин либо репродукций), произведений станковой, книжной, прикладной графики (рисунки либо эстампы);
- рассматривание народных игрушек, скульптур (малых форм, монументальная, станковая, декоративно-парковая), предметов декоративно-прикладного искусства;
- рассматривание зданий разной архитектуры; знакомство с разновидностями дизайна (ландшафтный дизайн, дизайн интерьеров помещений, дизайн одежды, игрушек, дизайн упаковки и печатной продукции);
- изготовление (совместно с воспитателем) коллажей, декораций, костюмов, атрибутов (к игре, спектаклю, утреннику, развлечению);
- отработка приемов рисования;
- отработка техник изображения;
- изготовление поделок (из природного, бросового материалов)
3. Музыкальная деятельность:
- развлечения);
- игра на музыкальных инструментах;
- подготовка к праздникам;
- слушание музыкальных произведений (народной, классической, современной музыки) в грамзаписи;
- выполнение под музыку музыкально-ритмических движений
В разделе «Трудовая деятельность» планируются:
- самообслуживание;
- хозяйственно-бытовой труд;
- труд в природе;
- ручной труд;
- совместный труд взрослых и детей (работа групповых кружком);
- культурно-гигиенические навыки
Содержание двигательной активности воспитанников,
согласно учебной программе дошкольного образования
Двигательная активность Возрастная группа |
Первая младшая группа |
Вторая младшая группа |
Средняя группа |
Старшая группа |
|
от 2 до 3 лет |
от 3 до 4 лет |
от 4 до 5 лет |
от 5 до 6 лет |
от 6 до 7 лет |
|
Самостоятельная двигательная деятельность |
|||||
Утром |
15-20 мин. |
10-15 мин. |
10-15 мин. |
10-15 мин. |
10-15 мин. |
После завтрака |
10-12 мин. |
8-10 мин. |
8-10 мин. |
8-10 мин. |
8-10 мин. |
На первой прогулке |
40-45 мин. |
35-40 мин. |
40-45 мин. |
40-50 мин. |
40-50 мин. |
На второй прогулке |
30-35 мин |
35-45 мин |
30-35 мин. |
30-40 мин. |
30-40 мин. |
После сна |
10-12 мин |
10-12 мин. |
10-12 мин. |
10-15 мин. |
10-15 мин. |
В разных видах деятельности |
60-90 мин. |
50-80 мин. |
80-100 мин. |
25-30 мин. |
25-30 мин. |
Двигательная активность в мероприятиях распорядка дня |
|||||
Утренняя гимнастика |
5-6 мин. |
6-7 мин. |
7-8 мин. |
8-10 мин. |
8-10 мин. |
Физкультурные занятия |
2 раза в неделю 10-15 мин. |
3 раза в неделю 10-15 мин. |
4 раза в неделю 20-25 мин. |
4 раза в неделю 30-35 мин. |
4 раза в неделю 30-35 мин. |
Подвижные игры и физические упражнения на первой и второй прогулках |
10-15 мин. |
20 мин. |
20-25 мин. |
25 мин. |
30 мин. |
Физкультурный досуг |
---- |
1 раз в месяц 20 мин. |
2 раза в месяц 25-30 мин. |
2 раза в месяц 30-35 мин. |
2 раза в месяц 35-40 мин. |
Физкультурный праздник |
---- |
---- |
2 раза в год 30-40 мин. |
4 раза в год 40-50 мин. |
4 раза в год 50- 60 мин. |
День здоровья |
---- |
4 раза в год |
4 раза в год |
4 раза в год |
4 раза в год |
Физкультминутки на занятиях |
---- |
1,5-2 мин. |
2-3 мин. |
3 мин. |
3-4 мин. |
Во время перерыва между занятиями |
---- |
10-12 мин. |
10 мин. |
10 мин. |
10-12 м |
Обучение спортивным упражнениям,
согласно учебной программе дошкольного образовани
Спортивные упражнения |
|||||
Катание на санках |
Скольжение по ледяным дорожкам |
Ходьба на лыжах |
Катание на велосипеде |
Катание на самокате, Спорт- роллере |
|
Первая младшая группа от 2 до 3 лет |
Катание ребёнка взрослым, скатывание с горки, сидя на санках; катание санок за верёвочку ребёнком; катание ребёнком на санках игрушек, снежков; попытки катать друг друга. |
Прокатывание детей взрослым, держа за руки. |
Ознакомление с лыжами; попытка стоять, сохраняя равновесие; переступание, попытки передвижения (скольжение). |
Посадка на трёх-(четырёх) колёсный велосипед, схождение с него с поддержкой и без поддержки взрослого; катание с помощью взрослого и попытки передвижения самостоятельно; управление рулём с помощью взрослого и самостоятельно. |
---------- |
Вторая младшая группа от 3 до 4 лет |
Друг друга, вдвоём – одного; подъём на горку, везя за собой санки; спуск с невысокой горки, сидя на санках, поставив ноги на полозья; выполнение торможения, поставив ноги на снег (упор на пятки), руками, держась за края санок, немного отклонившись назад. |
С помощью взрослых (длина дорожки 1-1,5 м). |
Надевание и снимание лыж; уход за лыжами (очищение от снега); стояние на лыжах с сохранением равновесия; поднимание поочерёдно правой (левой) ноги; передвижение ступающим и скользящим шагом по утрамбованному снегу, ставя лыжи параллельно друг другу; выполнение поворотов направо (налево) на месте вокруг пяток лыж. |
На трёхколёсном велосипеде по прямой, по кругу; выполнять повороты, торможение; вращать педали, равномерно нажимая поочерёдно то одной, то другой ногой, не отрывая ступни от педалей; сидеть прямо, смотреть вперёд, свободно управлять рулём. |
--------- |
Средняя группа от 4 до 5 лет |
Катание друг друга; подъём с санками на горку, спуск с горки по одному и вдвоём; торможение при спуске с горки. |
Со страховкой взрослыми и самостоятельно (длина 1,5-2 м). |
Стоять на лыжах, приседать («пружинки»), передвигаться по лыжне переменным скользящим шагом (без палок), выполняя свободные движения руками; выполнять повороты переступанием на месте вправо и влево вокруг пяток лыж; подъём на пологую горку ступающим шагом, «лесенкой»; спуск с невысокой горки в низкой стойке; проходить на лыжах 0,5 км. |
Ездить друг за другом на трёх- и двухколёсном велосипеде; выполнять повороты, объезжать предметы, регулировать темп движения; выполнять торможение; уход (выполнение осмотра технического средства; протирание ветошью загрязнённых мест; регулировка высоты седла с помощью взрослого). |
---------- |
Старшая группа от 5 до 6 лет |
Катание на санках по одному (по двое); выполнение поворотов при спуске с горки направо (налево); поворотов и остановок (торможение) в обозначенном месте; выполнение заданий при спуске к горки (попадание снежков в цель; сбор предметов, расставленных вдоль склона; проезд в ворота, построенные из снега или нарисованные на снегу и др). |
По горизонтальной и наклонной после короткого (3-5) шагов разбега; выполнение приседания во время скольжения со страховкой взрослыми; выполнение движений руками (вперед, за спину, разведение в стороны и др.). |
Попеременным двухшажным ходом по пресечённой местности, повороты на месте (переступанием вокруг носков лыж) и в движении; подъём на невысокие горки «ёлочкой», «полуёлочкой»; спуск с горки, пополнение торможения при спуске «плугом», «полуплугом»; передвижение по лыжне с палками, передвижение в спокойном темпе 1 км. |
Самостоятельно садиться на двухколёсный велосипед; ездить по прямой друг за другом; «восьмёркой»; по дорожкам с разным грунтом; выполнять повороты и торможение в обозначенном месте. |
Знакомство техническим средством, уход за ним, катание по прямой, по кругу на правой (левой) ноге, отталкиваясь одной ногой; выполнение остановок. |
От 6 до 7 лет |
Спуск с горки вдвоём, выполнение поворотов, торможения, выполнение дополнительных заданий при спуске с горки |
После разбега на одной (со страховкой взрослого); вдвоём, втроём; выполнение отталкивания правой (левой) ногой при скольжении; сбивание ногами с дорожки льдинок (мелких предметов) |
Скользящим шагом до ориентира, между предметами (кеглями, флажками, фигурками из снега и др.); попеременным двухшажным ходом по пересечённой местности; повороты на месте на 180<sup> о</sup> (360<sup> о</sup>) переступанием и в движении; со сменой темпа передвижения; без опоры на палки (держа их в руках); спуск с невысокой горки с выполнением заданий (проехать в воротца, под препятствие и др.); ходьба в спокойном темпе до 2 км. |
Ехать на двухколёсном велосипеде с ускорением, замедлением темпа, по ограниченной площади (узкой дорожке); управлять велосипедом одной рукой; выполнять остановки в заданном месте. |
Передвижение на техническом средстве после неоднократного (3-4 толчка) отталкивания одной ногой («кто дальше») по прямой, между предметами, в воротца; свободная ориентировка в пространстве при передвижении по площадке; езда с сохранением заданных интервалов относительно едущих впереди и рядом; торможение и остановка в обозначенном месте. |
К спортивным упражнениям, согласно учебной программе дошкольного образования, относится и обучение плаванию. Работа с воспитанниками в этом направлении проводится со второй младшей группы (3-4 года). |
Обучение воспитанников спортивным упражнениям и элементам спортивных игр в основном проходит на физкультурных занятиях, организуемых на воздухе. Для того, чтобы дети овладели навыками спортивных упражнений и научились играть в спортивные игры необходимо постоянно повторять и закреплять их во время прогулок.
Обучение элементам спортивных игр,
согласно учебной программе дошкольного образования
Элементы спортивных игр |
||||||
Старшая группа |
Баскетбол |
Футбол |
Хоккей |
Бадминтон |
Городки |
Настольный теннис |
от 5 до 6 лет |
Принятие стойки баскетболиста; передача мяча друг другу двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении; ловля мяча; ведение мяса поочерёдно правой (левой) рукой шагом и бегом; выполнение перемещений по площадке, остановок, поворотов; забрасывание мяча в корзину двумя руками от груди, одной рукой от плеча. |
Удары по мячу ногой с попаданием в предметы; прокатывание футбольного мяча правой и левой ногами в заданном направлении; передача мяча друг другу (на месте и в движении); ведение мяча «змейкой» между предметами; закатывание в ворота; выполнение остановок мяча ногами. |
Правильное держание клюшки; ведение шайбы (толчком и перекладыванием клюшки) в заданном направлении; выполнение бросков (на месте и в движении) друг другу; выполнение ударов по шайбе с попаданием в ворота; выполнение остановок шайбы. |
Правильное держание ракетки, выполнение подачи в сторону партнёра; отбивание волана ракеткой. |
Броски биты, отведя руку в сторону, занимая правильное исходное положение; представление о некоторых фигурах (5-6) игры; сбивание фигур, поставленных в ряд. |
___________ |
от 6 до 7 лет |
Принятие стойки баскетболиста; передача мяча друг другу двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении; ведение мяча поочередно правой (левой) рукой шагом и бегом, забрасывание в корзину двумя руками от груди и одной рукой от плеча; с места и в движении ловля мяча на разной высоте и с разных сторон; перемещение по площадке, остановки, повороты. |
Прокатывание футбольного мяча правой и левой ногами в заданном направлении; передача мяча в парах друг другу на месте и в движении, обведение его вокруг предметов; попадание в предметы; остановки мяча; подбивание подъёмом ноги; закатывание в ворота. |
Ведение шайбы клюшкой без отрыва его от шайбы в заданном направлении, вокруг предметов, между предметами; передача шайбы друг другу в парах на месте и в движении; забрасывание шайбы в ворота справа и слева с места и после ведения. |
Отбивание волана ракеткой; подача его партнёру через сетку и без неё; свободное передвижение по площадке с отбиванием волана ракеткой; игра в парах (с сеткой и без неё). |
Узнавание, называние и выкладывание нескольких (6-8) фигур городков; броски биты прямо рукой сбоку; выбивание фигур городков при разном их расположении с полукона и кона, используя наименьшее количество бит. |
Умение держать ракетку правильно; выполнение подготовительных упражнений с ракеткой и мячом (подбрасывание и ловля мяча одной рукой, удары мяча ракеткой о пол, стену и т.п.); отбивание мяча ракеткой после отскока от стола через сетку. |