Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Психологическое здоровье детей

Дата: 29 октября 2023 в 20:05, Обновлено 9 ноября 2023 в 18:44
Автор: Бриль Т. И.

Как укрепить психологическое здоровье воспитанников?

Психологическое здоровье – целостное состояние личности, которое выражается понятиями «эмоциональное самочувствие». «эмоциональное благополучие», «внутренний душевный комфорт».

Психологическое здоровье предполагает:

  • Интерес человека к жизни;
  • Свободу мысли и инициативы;
  • Увлечённость деятельностью;
  • Активность и самостоятельность;
  • Ответственность и способность к риску;
  • Вера в себя и уважение других;
  • Способность к сильным чувствам и переживаниям;
  • Творчество.

     Причины, обуславливающие как психологическое здоровье детей, так и его нарушения, разнообразны.

Внешние факторы (семейные и связанные с детским образовательным учреждением):

  • Характер взаимоотношений в семье.
  • Наличие отца или матери.
  • Взаимодействие с членами семьи. Семейная микросреда, наличие сотрудничества.
  • Общение с матерью (внимание и ласка или же дефицит эмоционально-личностного общения).
  • Взаимоотношения с членами детского общества (социальный статус, наличие симпатий, успешность в основном виде деятельности).
  • Стиль общения педагога с детьми.

Внутренние факторы:

  • Самооценка.
  • Я-концепция (представление о себе как субъекте жизни и деятельности, на основании которой строятся взаимоотношения, поведение).
  • Наличие тревожности (ожидание неблагополучного исхода).
  • Наличие депрессивных тенденций (сниженное настроение).
  • Деструктивное поведение

  Эмоциональное благополучие ребенка складывается из следующих составляющих:

  • Адекватное проявление эмоций
  • Ощущение комфорта при взаимодействии с окружающими людьми
  • Положительной оценки результатов деятельности.

Формы работы по сохранению и укреплению психологического здоровья детей.

   1. Развитие детского творчества есть путь сохранения и укрепления психологического здоровья. Ценность детского творчества не в результате, не в продукте, а в самом процессе. Двигательная сфера – самая доступная и любимая для детского творчества.  Находясь в движении, дети получают представление о возможностях своего тела, создают и преобразуют движения, учатся владеть своим телом и выражать посредством тела свои эмоции,  «рождают» двигательные образы,

испытывают эмоциональный подъём и эстетическое наслаждение от выполнения разнообразных движений.                                                                      

2. Игры и упражнения по развитию коммуникативных навыков и эмоциональной сферы детей способствуют налаживанию коммуникаций со сверстниками и формируют адаптивные навыки.

3. Использование игровых пособий и материалов для обучения детей бесконфликтному общению и умению владеть собой («Коробочка примирения», «Мешочки настроения», «Подушки гнева», стаканчики для крика, игры с песком, водой, крупами, пуговицами и т.д.).

4. Игры и упражнения по саморегуляции.

Упражнение «Цветущий сад». Ребенок учится сам снимать психологическое и физическое напряжение. В течение пяти минут ребенок представляет, что находится в цветущем саду: он ощущает теплоту дня, вдыхает тонкий аромат цветов, чувствует едва заметное дуновение ветра, слышит журчание ручейков и наблюдает за удивительным танцем бабочек. В душе ребенка появляется удивительное спокойствие и умиротворение.

5. Игровая форма проведения занятий,  поскольку игра способствует созданию у детей положительного эмоционального настроения.

6. Обучение детей умению быть счастливым (как можно раньше формировать у детей установку на позитивное мировосприятие, учить находить источники положительных эмоций). В связи с чем, целесообразно использовать цветотерапию в одежде: оранжевый, желтый и зеленый цвета помогают ребенку чувствовать себя оптимистом, быть более жизнерадостным и позитивно воспринимать окружающий мир.

Правила здоровьесбережения  на  занятиях:

  • Организация перерывов с использованием релаксационных упражнений, упражнений на укрепление опорно-двигательного аппарата, упражнений для глаз.
  • Регулирование степени утомляемости ребёнка за счёт планирования порядка предъявления заданий по степени сложности.
  • Выбор оптимального темпа работы в соответствие с личностными особенностями ребёнка.
  • Контроль соблюдения ребёнком правильной осанки, положения ручки и тетради, расстояния от глаз до объекта.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.