Как укрепить психологическое здоровье воспитанников?
Психологическое здоровье – целостное состояние личности, которое выражается понятиями «эмоциональное самочувствие». «эмоциональное благополучие», «внутренний душевный комфорт».
Психологическое здоровье предполагает:
- Интерес человека к жизни;
- Свободу мысли и инициативы;
- Увлечённость деятельностью;
- Активность и самостоятельность;
- Ответственность и способность к риску;
- Вера в себя и уважение других;
- Способность к сильным чувствам и переживаниям;
- Творчество.
Причины, обуславливающие как психологическое здоровье детей, так и его нарушения, разнообразны.
Внешние факторы (семейные и связанные с детским образовательным учреждением):
- Характер взаимоотношений в семье.
- Наличие отца или матери.
- Взаимодействие с членами семьи. Семейная микросреда, наличие сотрудничества.
- Общение с матерью (внимание и ласка или же дефицит эмоционально-личностного общения).
- Взаимоотношения с членами детского общества (социальный статус, наличие симпатий, успешность в основном виде деятельности).
- Стиль общения педагога с детьми.
Внутренние факторы:
- Самооценка.
- Я-концепция (представление о себе как субъекте жизни и деятельности, на основании которой строятся взаимоотношения, поведение).
- Наличие тревожности (ожидание неблагополучного исхода).
- Наличие депрессивных тенденций (сниженное настроение).
- Деструктивное поведение
Эмоциональное благополучие ребенка складывается из следующих составляющих:
- Адекватное проявление эмоций
- Ощущение комфорта при взаимодействии с окружающими людьми
- Положительной оценки результатов деятельности.
Формы работы по сохранению и укреплению психологического здоровья детей.
1. Развитие детского творчества есть путь сохранения и укрепления психологического здоровья. Ценность детского творчества не в результате, не в продукте, а в самом процессе. Двигательная сфера – самая доступная и любимая для детского творчества. Находясь в движении, дети получают представление о возможностях своего тела, создают и преобразуют движения, учатся владеть своим телом и выражать посредством тела свои эмоции, «рождают» двигательные образы,
испытывают эмоциональный подъём и эстетическое наслаждение от выполнения разнообразных движений.
2. Игры и упражнения по развитию коммуникативных навыков и эмоциональной сферы детей способствуют налаживанию коммуникаций со сверстниками и формируют адаптивные навыки.
3. Использование игровых пособий и материалов для обучения детей бесконфликтному общению и умению владеть собой («Коробочка примирения», «Мешочки настроения», «Подушки гнева», стаканчики для крика, игры с песком, водой, крупами, пуговицами и т.д.).
4. Игры и упражнения по саморегуляции.
Упражнение «Цветущий сад». Ребенок учится сам снимать психологическое и физическое напряжение. В течение пяти минут ребенок представляет, что находится в цветущем саду: он ощущает теплоту дня, вдыхает тонкий аромат цветов, чувствует едва заметное дуновение ветра, слышит журчание ручейков и наблюдает за удивительным танцем бабочек. В душе ребенка появляется удивительное спокойствие и умиротворение.
5. Игровая форма проведения занятий, поскольку игра способствует созданию у детей положительного эмоционального настроения.
6. Обучение детей умению быть счастливым (как можно раньше формировать у детей установку на позитивное мировосприятие, учить находить источники положительных эмоций). В связи с чем, целесообразно использовать цветотерапию в одежде: оранжевый, желтый и зеленый цвета помогают ребенку чувствовать себя оптимистом, быть более жизнерадостным и позитивно воспринимать окружающий мир.
Правила здоровьесбережения на занятиях:
- Организация перерывов с использованием релаксационных упражнений, упражнений на укрепление опорно-двигательного аппарата, упражнений для глаз.
- Регулирование степени утомляемости ребёнка за счёт планирования порядка предъявления заданий по степени сложности.
- Выбор оптимального темпа работы в соответствие с личностными особенностями ребёнка.
- Контроль соблюдения ребёнком правильной осанки, положения ручки и тетради, расстояния от глаз до объекта.