Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Памятки для родителей

Дата: 3 декабря 2019 в 19:21, Обновлено 18 ноября в 20:28
Автор: Бриль Т. И.

  

КАК ВОСПИТАТЬ РЕБЕНКА БЕЗ ФИЗИЧЕСКОГО НАКАЗАНИЯ?

        Как показывает статистика, примерно 85% родителей детей до 12 лет используют физические наказания, и только 8-10% из них считают наказания эффективным методом воспитания, а 65% предпочли бы воспитывать детей иначе, но не знают как. Попробуем вместе разобраться, что может послужить причиной неповиновения ребенка и как найти с ним общий язык, минуя меры физического наказания.

   Взрослым действительно подчас нелегко сдержать себя, чтобы не поднять руку на ребенка. Многие задают шлепки и подзатыльники не задумываясь, по привычке. Что же к этому приводит?

9 возможных причин развития конфликта между детьми и взрослыми:

1) ребенок не слушается, дерется, ведет себя вызывающе;

2) ребенок обманывает;

3) ребенок ворует;

4) ребенок не выполняет домашних обязанностей;

5) ребенок ломает игрушки, потрит вещи;

6) ребенок капризничает во время еды, при отходе ко сну;

7)ребенок постоянно пристает, требует чего-то;

8) ребенок делает все медленно;

9) ребенок все время ноет, хнычет.

     В вопросах воспитания родители часто руководствуются образом "идеального ребенка" и не учитывают индивидуальные особенности своих детей, предъявляют к своим детям завышенные требования. Все это приводит к неверным реакциям родителей на поведение своего, а не идеального ребенка. Отсюда отрицательные чувства родителей: раздражение, гнев, ярость, которые в конечном итоге  могут спровоцировать физическое наказание несовершеннолетнего. Родители, которые часто используют физические наказания, добиваются только видимости послушания состороны детей. Очень часто наказание вызывает у детей не раскаяние и желание исправиться, а совсем другие чувства.

  • возмущение и обиду: "Это несправедливо. Я не заслужил такого отношения".
  • месть: "Они выиграли сейчас, но я с ними сквитаюсь".
  • протест: "Я сделаю им назло, пусть они поймут, что я имею право поступать по-своему".
  • изворотливость, трусость: "В следующий раз я постараюсь не попасться".
  • снижение самооценки: "Я плохой, я не могу решать сам за себя, за меня всегда должны решать другие".

Каким же образом изменить ситуацию и прервать цепь наказания?

1. Не дожидайтесь, пока ребенок станет демонстрировать потребность в вашем внимании с помощью капризов. Придя с работы, сразу уделите ему  хотя бы 15 минут, поиграйте, поговорите с ним. Используйте любую возможность, чтобы проявить свои теплые чувства к нему ( улыбнитесь, обнимите, просто погладьте ребенка по руке).

2. Не предъявляйте ребенку требований, которые не соответствуит его возрасту  и возможностям.

3. Не доводите ситуацию непонимания своего ребенка до такого состояния, когда он чувствует себя загнанным в угол и поэтому постоянно обманывает. Постарайтесь понять, что ребенок не родился лгуном. Разберитесь  в причинах того, что он говорит вам неправду.

4. не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, отчего ваш ребенок ведет себя не так, как вам хочется. Свое раздражение  и гнев снимите знакомыми вам приемами релаксации (счет до 10, глубокий вдох и протяжный выдох).

5. Никогда не забывайте, что если часто наказыват детей, то они могут привыкнуть реагировать только на физическое наказание. Применяйте другие меры воздействия (лишение ребенка каких-либо удовольствий - пищевых (сладости) или игровых; запрет на пользование компьютером или совместным походом в магазин; отказ от выполнения обещаний, данных ребенку накануне).

6. Импровизируйте. Поддерживайте ребенка в затруднительной для него ситуации.

7. Помните: самый короткий путь к уму ребенка ведет не "через ягодицы", а через глаза и уши.

Памятка для родителей

«О предотвращении насилия и жестокого обращения с ребенком»

Что вы должны сделать, чтобы защитить ребенка?

 Всегда знать, где ваш ребенок и с кем. С осторожностью относитесь к тому, чтобы ребенок ночевал вне дома.

 Пусть дети ходят парами или группами, когда это возможно. Дети должны всегда идти домой одним и тем же путем.

 Познакомьтесь со взрослыми, которые работают с вашим ребенком в школе и в свободное время.

 Не пускайте ребенка одного в общественный туалет.

 Прислушивайтесь к вашему ребенку. Простые слова типа: "Мне больше не нравится этот учитель музыки" или "Я не хочу, чтобы дедушка приезжал к нам в гости" могут нести в себе важное сообщение. Спросите ребенка: "Почему же?" Проверьте, понял ли ребенок то, чему вы его научили, играя с ним в игру типа "А что, если...?".

 Обсудите с ребенком специфические ситуации и любую другую информацию по его личной безопасности, например, что он будет делать, если потеряется в магазине, пропустит автобус и т.д.

 Пусть ребенок участвует в выборе правильного решения.

 Концентрируйте внимание на ситуации, а не на человеке.

 Начните с «незнакомого человека», потом перейдите к «людям, которых ты вроде знаешь», например, лифтер, сантехник, сосед, а затем — к тем, кого ребенок любит.

 Будьте конкретными: «Что бы ты сделал(а), если бы такой-то пригласил тебя покататься на машине, прогуляться по парку?»

 Не имеет значения, кто. Реакция ребенка должна быть одинаковой. Если ребенок ответит неправильно, поработайте над этим. Помогите ребенку говорить о том, как он должен поступить.

 Нельзя быть уверенным, что ребенок все понял как надо, если не говорить с ним о потенциально опасных итуациях очень конкретно.

 Время от времени говорите о личной безопасности всей семьей.  Напоминайте вашим детям, что они всегда должны рассказывать, если с ними что-нибудь случится. Если первый, кому они расскажут, не поверит им, они должны рассказать еще кому-нибудь, и еще, и еще — пока кто-нибудь не примет меры.

 Если ребенок скажет вам, что с ним такое произошло, не паникуйте.

 Если вы проявите гнев, ребенок может ощутить чувство вины и взять назад свои слова. Отвечайте ребенку спокойно, уверьте его в том, что он ничего плохого не сделал и что это не его вина. Поддержите ребенка, попытайтесь понять его чувства — испытывает ли ребенок гнев, страх, печаль или тревогу, — успокойте его, сказав, что вы защитите его.

КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА​ ОТ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ!!!

Расскажите детям о их праве на личную неприкосновенность, посягательств любыми средствами. ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.

 Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого Вы знаете и не позже 23.00. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит.

 Родители ВСЕГДА должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти. Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.

 Если относительно какого-то незнакомца у подростка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут, выйдет на другой станции метро (автобуса, троллейбуса), продолжит маршрут на следующем поезде (автобусе, троллейбусе). По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.

 Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.

 Особое внимание подросток должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.

 В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. В противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.

 НАДО ПОМНИТЬ, что преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, либо напрашивается в провожатые.

 ЗНАЙТЕ, что дети охотнее с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.

 НЕРЕДКО преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных служебных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).

 Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники трогали их, целовали, обнимали.

 Постарайтесь, чтобы дети рассказывали вам обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.

Памятка для родителей

«Ответственность родителей за совершение насилия в отношении несовершеннолетнего»

     В Республике Беларусь насилие рассматривается как весьма сложное явление, хотя в уголовном праве республики выделяется только два вида насилия: физическое и психическое. За нарушение прав детей, в том числе в виде насилия, родители, лица их заменяющие, или другие взрослые несут ответственность не только нравственного, но и юридического порядка, на основании административного, уголовного, семейного и/или гражданского права. Одним из обязательных условий юридической ответственности выступает вина, наличие или отсутствие которой является определяющим при выборе санкций, например, в семейном праве.

     Так, если законные представители ребенка виновны в неисполнении своих обязанностей, к ним может быть применена мера ответственности в виде лишения родительских прав. Если те же действия они совершили из-за душевного заболевания, то к ним применяется мера защиты, т.е. отобрание детей без лишения родительских прав. Кроме того, при назначении наказания учитывается характер и последствия нарушений прав детей, наличие или отсутствие специальных обязанностей в отношении несовершеннолетнего, причины и мотивы действий взрослых, системность и пр.

     Конкретно право детей на защиту своих законных интересов и личности от любых видов эксплуатации и насилия закреплено в Конвенции ООН о правах ребенка, Законе Республики Беларусь "О правах ребенка", Кодеке Республики Беларусь о браке и семье, Уголовном кодексе и других нормативных правовых актах следующим образом.

  • Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» также утверждает, что "каждый ребенок имеет право на защиту своей личности от любых видов эксплуатации и насилия" (ст. 9). К сожалению, на практике дети, страдающие от злоупотреблений особенно со стороны родителей, очень редко обращаются за защитой своих прав. По данным социологических опросов, почти половина (40 %) жертв насилия, в том числе несовершеннолетних, не обращаются в правоохранительные органы из-за неверия в возможность наказать виновного, зависимости жертвы от истязателя. Учитывая эту ситуацию, Закон "О правах ребенка" (ст. 9) обязывает окружающих незамедлительно сообщать о ребенке, попавшем в кризисную ситуацию, в компетентный государственный орган.
  •   Эта же мера закреплена в Кодексе Республики Беларусь о браке и семье, где детализируется, что защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями или лицами, их заменяющими (ст. 73), а в ряде случаев органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Дети имеют право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или иных лиц, при этом ребенок до 14 лет вправе самостоятельно обращаться за защитой своих прав и законных интересов в Комиссию по делам несовершеннолетних (КДН), органы опеки и попечительства, а по достижении четырнадцати лет – в суд.  Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства должен принять соответствующие меры.

     Защита ребенка от различных форм насилия предусмотрена также нормами Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (КРБоАП) и Уголовного кодекса (УК). Согласно этим нормативным актам все антиобщественные действия (бездействия), совершаемые в отношении детей и подростков, можно разделить на следующие 4 условные группы:

     - против жизни и здоровья (убийство; доведение или склонение к самоубийству; истязание; умышленное нанесение легких телесных повреждений или побоев; причинение тяжких телесных повреждений и др.);

      - опасные для жизни и здоровья (оставление в опасности; заражение венерической болезнью, СПИДом; невыполнение обязанностей по воспитанию и обучению детей и др.);

     -нарушающие нормальное половое развитие (изнасилование; насильственные действия сексуального характера; развратные действия и др.);

     -нарушающие уклад семейных отношений и интересов (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления или в антиобщественное поведение; доведение до состояния опьянения; уклонение родителей от содержания детей; злоупотребление правами опекуна или попечителя и др.).

     Подчеркнем, что в нашем законодательстве как отягчающее обстоятельство расценивается совершение любого преступления или правонарушения в отношении: а) заведомо малолетнего лица (до 14 лет), б) находящегося в беспомощном состоянии, в материальной или иной зависимости от виновного; а также в) вовлечение лиц до 18 лет в правонарушение или преступление. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся ситуации.

     Прежде всего отметим, что предусматривается ответственность за невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей (ст. 9.4 КРБоАП). Наказание может быть вынесено в том случае, если несовершеннолетние, которым не исполнилось 16 лет, совершают правонарушения либо такие преступления, административная или уголовная ответственность за которые наступает после достижения виновными названного возраста.

      Все граждане старше 18 лет могут быть привлечены к административной ответственности, если вовлекают несовершеннолетнего в антиобщественное поведение, покупая ему алкогольные напитки или иначе склоняя к употреблению алкоголя либо одурманивающих веществ (ст. 17.4 КРБоАП). А за умышленное причинение ребенку телесных повреждений, имевших незначительные последствия, длившиеся не более шести дней, наказание наступает для лиц старше 14 (ст. 9.1 КРБоАП).

     Если же последствия оказались более тяжелыми, в действие вступает УК, в котором устанавливает наказание за нанесение ребенку умышленных тяжких телесных повреждений, к которым относятся опасные для жизни и здоровья, и вызвавшие расстройство здоровья на срок свыше 4-х месяцев (ст. 147 УК);

     менее тяжких, не опасных для жизни, но вызвавших расстройство здоровья на срок от 3 недель до 4 месяцев (ст. 149 УК).

     легких, повлекших расстройство здоровья, продолжительностью более 6 дней, но не свыше 3 недель (ст. 153 УК). По этому преступлению дело заводится только по требованию потерпевшего или его законных представителей.

     Таким образом, в соответствии с нормами нашего законодательства к ответственности можно привлекать подростков старше 14 лет, допускающих насилие над более младшими или слабыми детьми. Однако если повреждения нанесены по неосторожности или в состоянии аффекта, возможно смягчение наказания (ст. 150, 155 УК). Степень тяжести любых телесных повреждений определяет только с помощью судебно-медицинской экспертизы.

     Более серьезная ответственность установлена за истязание, совершенное в отношении заведомо для виновного несовершеннолетнего (ч. 2 ст. 154 УК). Под истязанием понимается умышленное причинение продолжительной боли или мучений способами, вызывающими особые физические и психические страдания, либо систематическое нанесение побоев, но без тяжких последствий. Истязания осуществляются только умышленно, т.е. лицо старше 16 лет должно осознавать, что причиняет боль и страдания.

      При неоказании помощи потерпевшему ребенку ответственность наступает вне зависимости от результатов (т.е. спасения или гибели) и наличия умысла. В целом уголовная ответственность установлена за бездействие в следующих случаях:

  • неоказание находящемуся в опасности несовершеннолетнему помощи, которая могла быть предоставлена без вреда для жизни или здоровья помогающего либо других лиц. Например, когда тонет ребенок, а заметивший это и умеющий плавать взрослый проходит мимо;
  • не сообщение в соответствующие учреждения или компетентным лицам о требуемой помощи. Например, ели родители или лица, их заменяющие, не в состоянии сами вылечить тяжело больного ребенка и не обращаются к медицинским работникам.

     Отдельного упоминания заслуживают суицидальные попытки. Дело в том, что в нашей стране не считается преступником человек, покушавшийся на самоубийство и оставшийся жить. Однако в УК Республики Беларусь закреплена ответственность за доведение лица до суицида путем жестокого обращения, систематического унижения личного достоинства (оскорбление, принуждение к унизительным действиям, негуманное отношение и т.д.). Более того, предусматривается усиление наказания за те же действия, совершенные в отношении лица, находящегося в зависимости от виновного (ч. 2 ст. 145 УК). Именно под эту норму подпадают взаимоотношения родителей и несовершеннолетних детей, педагогов и учеников. Считается, что взрослые должны предвидеть последствия жестокого обращения с детьми с учетом неустойчивости их психики, возможной неадекватной оценки сложившейся ситуации. И если ребенок подталкивается к самоубийству, то за подобные действия ответственность наступает как за умышленное убийство.

      Особую опасность для ребенка несет изнасилование, совершаемое, как это нередко случается, отчимом или сожителем матери. Инцест, т.е. сексуальные отношения между членами семьи или кровными родственниками, принадлежит к одной из самых эмоционально-болезненных форм сексуального использования детей. К сожалению, такой вид сексуального насилия практически с одинаковой частотой встречается и в дисфункциональных, и в “нормальных” семьях.

     При изнасиловании несовершеннолетней причиняется ущерб её здоровью, нормальному физическому и психическому развитию, поэтому ответственность несут как посягнувшие на ребенка взрослые, так и те, которые должны были это предвидеть. Причем добровольное согласие на вступление в половую близость несовершеннолетней, понимающей характер и значение половых отношений, но не достигшей 16-летнего возраста, не освобождает насильника от ответственности (ст. 168 УК).

     Установлена ответственность за развратные действия в отношении ребенка (ч. 1 ст. 169 УК), куда входят поступки виновного, направленные на удовлетворение половой страсти без сношения (принуждение ребенка совершать какие-либо сексуальные акты, например, дотрагиваться до гениталий насильника). Сюда относятся действия, направленные на нездоровое возбуждение полового чувства несовершеннолетних: непристойные прикосновения, демонстрация порнографических изданий, совершение в присутствии детей половых актов и пр. При выяснении подобных обстоятельств необходимо учитывать, что дети легко поддаются внушению, уговорам взрослых, особенно если это один из родителей.

     В отдельную главу УК РБ выделены преступления, нарушающие семейный уклад и интересы несовершеннолетних, включая вовлечение их в совершение преступления (поскольку детям при привлечении к ответственности назначается более мягкое наказание) или иное антиобщественное поведение (ст. 172 и 173), а также злоупотребление правами опекуна или попечителя. Вовлечением считаются любые действия, возбуждающие стремление к совершению преступлений, в т.ч. а) прямое склонение ребенка к совершению преступления посредством уговоров, обещаний материальных выгод, подарков и др. б) использование его неведения и доверчивости; в) принуждения, применение насилия или угрозы. В понятие антиобщественного поведения входит систематическое употребление спиртных напитков и других одурманивающих веществ; проституция; бродяжничество; попрошайничество; изготовление предметов порнографического характера. Возможно соединение бродяжничества с попрошайничеством – выведение детей на улицу в плохой одежде для создания видимости крайне бедственного положения.

     Попустительство в отношении антиобщественного поведения несовершеннолетних не влечет уголовной ответственности родителей, а вызывает привлечение законных представителей к административной ответственности.

     Особенно опасны для детей, оставшихся без родительского попечения, злоупотребления со стороны опекуна (попечителя). В этом случае опекунство (попечительство) прекращается путем отстранения опекуна. И если опекун а) использовал предоставленные ему права в целях получения материальной выгоды за счет опекаемого или б) жестоко обращался с подопечным, или в) умышленно оставлял его без надзора, что повлекло существенное ущемление прав и законных интересов несовершеннолетнего, то в дополнение он может быть привлечен к уголовной ответственности на основании статьи 176 УК.

      На педагогов, работников социальных, медиков, представителей правоохранительных органов и др. может возлагаться общая и специальная дисциплинарная ответственность. Смысл и значение этих видов ответственности состоит в применении более строгих дисциплинарных взысканий к нарушителям за проступки как непосредственно связанные с работой, так и не связанные с ней. Педагог, например, несет ответственность за повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения; применение (даже однократное) методов воспитания и обучения, связанных с физическим и (или) психическим насилием над учащимся; появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также за действия дискредитирующие звание педагога (жестокое обращение с собственными детьми и т.д.).

      В целом, можно утверждать, что нормативная база для защиты прав и интересов детей в Беларуси создана. Сложность заключается в том, что государство не всегда обеспечивает соблюдение существующих норм, в т.ч., защиту несовершеннолетних от жестокого обращения. В создавшейся ситуации необходимо воздействие на общественное сознание с целью формирования негативного отношения к любому виду насилия, организация профилактической работы по преодолению этого явления и оказание действенной помощи пострадавшим.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.