Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

В помощь музыкальному руководителю

Дата: 18 июля 2019 в 20:55, Обновлено 18 июля 2019 в 20:57
Автор: Бриль Т. И.

Г. В. Савельев,

доцент кафедры акмеологии,

Стадии музыкального восприятия

(методические рекомендации для музыкальных руководителей учреждений дошкольного образования)

Единый по своей психофизической основе процесс формирования полноценного музыкального восприятия каждого музыкального произведения может быть условно разделен на несколько стадий, качественно отличающихся друг от друга. Эти стадии особенно четко выявляются в музыкальном восприятии неподготовленных слушателей, в частности у детей, но наличие их характерно и для восприятия музыки достаточно подготовленным слушателем.

Первая стадия музыкального восприятия при первом, а иногда и последующих прослушиваниях музыкального произведения отличается целостностью, смутностью, нерасчлененностью. Воспринимая произведение первый раз, малоподготовленный слушатель, в том числе дошкольник, получает лишь общее впечатление о музыкальном образе, улавливает отдельные яркие детали музыки. У детей этого возраста при первом знакомстве с музыкальным произведением возникает непосредственный эмоциональный отклик на музыку. Довольно часто эмоциональная реакция на музыку является положительной. Музыка волнует маленького слушателя, рождает определенные ассоциации. Например, ритмичное звучание «Марша деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П. И. Чайковского вызывает у детей радость, хорошее настроение, эмоциональный подъем, а звучание пьесы «Болезнь куклы» из «Детского альбома» заставляет грустить, вызывает чувство жалости. Однако бывает и так, что из-за неполноценного первого восприятия музыкального произведения ребенок остается равнодушным к прослушанной музыке.

На первой стадии музыкального восприятия образ, возникающий у дошкольников может быть разным по своей глубине. Главное, чтобы дети почувствовали характер и настроение музыки, проявляли к ней эмоциональное отношение, понимали музыкальный образ. На этой стадии музыкального восприятия дети достаточно точно могут выразить характер прослушанной музыки в жестах, мимике, моторно-двигательных проявлениях, а также в словесных оценках. Структура занятия по слушанию музыки должна быть построена таким образом, чтобы дети могли услышать данное музыкальное произведение не менее двух раз, что позволяет углубить его восприятие. В ряде случаев удается так построить занятие, что эта музыка звучит и большее количество раз. Глубина восприятия музыки на первой стадии зависит от разных причин: от привлекательности для детей музыкального произведения, их общего развития и индивидуальных особенностей. Задача педагога на указанной стадии восприятия - помочь ребенку найти свое отношение к музыкальному произведению, понять какие чувства вызывает у него эта музыка.

Вторая стадия музыкального восприятия представляет собой процесс углубления в содержание произведения, который характеризуется способностью вслушиваться, выделять наиболее яркие и интересные его особенности, осознавать выразительность отдельных элементов музыкальной речи. Этот процесс может происходить при последующем повторном восприятии музыкального произведения. При этом закрепляются полученные ранее и наслаиваются новые положительные впечатления от музыки. Повторное слушание музыкального произведения обычно вызывает у дошкольников «привыкание» к нему и порой меняет отношение к услышанному в положительную сторону. Это обстоятельство нужно учитывать педагогам при организации слушания музыки дошкольниками. Для достижения второй стадии восприятия педагоги дошкольных учреждений могут посвятить музыкальному произведению, которое дети уже слушали, еще одно-два занятия.

На второй стадии восприятия целостное восприятие, свойственное первой стадии, уступает место дифференцированному и осмысленному. На этой стадии восприятия педагоги могут предложить детям найти ответ на вопрос: «С помощью каких средств выразительности композитор передает содержание произведения?» Дети отмечают выразительность контрастных музыкальных образов (ласковое, мягкое или торжественное, энергичное звучание музыки), различают простейшую структуру музыкального произведения (запев песни и припев, две или три части инструментального произведения, тембровое звучание музыкальных инструментов: фортепиано, баян, скрипка, флейта, кларнет и т. д.) Постепенно накапливается запас любимых музыкальных произведений, которые дети слушают с большим желанием. Все это позволяет заложить первоначальные предпосылки для формирования основ музыкального вкуса.

Третья стадия музыкального восприятия – это последующее восприятие уже хорошо изученного и освоенного музыкального произведения, обогащенного новыми музыкально-слуховыми представлениями. В этом случае музыкальное произведение уже хорошо знакомо слушателю, который сумел оценить его особые достоинства. На третьей стадии восприятия вступает во взаимодействие целостное эмоциональное впечатление от музыкального произведения, полученное на первой стадии, и осмысленное его восприятие на второй стадии, связанное с анализом средств музыкальной выразительности. Это создает особую и очень ценную возможность творческого восприятия музыки. Слушая уже знакомую музыку ребенок по-своему представляет музыкальный образ, передавая его в игре, пении, танце. Например, каждый ищет выразительные движения, характеризующие тяжело ступающего медведя, хитрой лисы, подвижных зайцев и т. д.

В связи с этим педагогам дошкольных учреждений целесообразно проводить итоговые занятия по слушанию музыки за полугодие или год с использованием тех музыкальных произведений, которые дети слушали в течение этого промежутка времени. На таких занятиях нужно дать возможность детям проявить элементы творчества в процессе слушания уже знакомых  музыкальных произведений. Одной из эффективных форм повторения пройденного являются музыкальные викторины, игры типа «музыкальных загадок» и т. д.

Итак, восприятие музыкальных образов происходит в результате определенной творческой деятельности слушателя, поскольку включает его музыкально-слуховой и жизненный опыт. На основании этого музыковеды утверждают, что слушать музыку так, чтобы по-настоящему слышать ее, – это напряженная работа ума и сердца и особое творчество. Воздействуя на слушателя, музыка способна вызывать радость и печаль, надежду и разочарование, счастье и страдание. Всю эту гамму человеческих чувств, которые передает музыка, педагог должен помочь детям услышать, осознать и пережить. Он создает надлежащие условия для проявления эмоционального отклика ребенка на музыку. Затем он подводит к осознанию содержания музыкального произведения, которое оказывает сильное воздействие на чувства и мысли детей. У них формируются навыки культуры слушания музыки (слушать сосредоточенно музыкальное произведение от начала до конца, в полной тишине), умение рассуждать о музыке, давая эмоциональную оценку ее содержания.

Данное выше разделение процесса музыкального восприятия на стадии является определенной схемой формирования образа восприятия. У разных по своим индивидуальным особенностям детей могут быть различные схемы. Однако приводимая последовательность стадий восприятия музыки является наиболее распространенной.

Формирование образа в процессе восприятия произведения основывается на узнавании музыки. Узнавание музыки может осуществляться на любой из трех стадий восприятия, описанных выше. Ребенок может узнать музыкальное произведение, которое перед этим слышал только один раз. Узнавание музыки – качественно новый процесс восприятия, когда воспринимается не новое, а уже знакомое произведение. Главным элементом, по которому обычно узнается музыкальное произведение, является его мелодия. Кроме нее для полноценного восприятия музыкального произведения существенны и другие его стороны: гармония, характерные особенности аккомпанемента, фактура (расположение голосов и общий характер их движения – гомофонный или полифонический), способ исполнения музыки. Музыка воздействует на детей благодаря целому комплексу выразительных средств. Это – ладогармонический склад, тембр, темп, динамика, ритм, которые передают настроение, основной характер музыкального произведения, вызывают ассоциации с переживаниями ребенка.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.