Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Методическая копилка

Дата: 18 июля 2019 в 21:07, Обновлено 12 февраля 2024 в 22:41
Автор: Бриль Т. И.

Изображение

Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста

Метод – это способ работы воспитателя с детьми, способ формирования  представлений у воспитанников об окружающем мире,   это средство, с помощью которого происходит развитие речевых способностей детей.
Метод помогает усвоить основное содержание материала, приём помогает углубить обсуждаемый вопрос.
Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций.
Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний.

В соответствии с таким подходом выделяют:
а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);
б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);
в) практические методы (дети получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).
г) игровой метод предполагает перенос учебного действия в условный план, полное вхождение ребёнка в игровую ситуацию.

1. К наглядным методам относятся:
- наблюдения (это целенаправленное восприятие предметов под руководством взрослого);
- рассматривание картин и иллюстраций проводится после наблюдения реальных предметов или же в том случае, когда невозможно провести наблюдения или экскурсию;
- рассматривание игрушек, предметов.
-демонстрация опытов, диапозитивов, диафильмов, кинофильмов.
К наглядным приёмам относится:
- показ картин, предметов, игрушек;
- показ образца;
- показ способа действия
2. К словесным методам относятся:
- беседа;
-объяснение;
- рассказы воспитателей, детей;
- чтение художественной литературы.
К словесным приёмам относятся:
- вопросы;
- сравнение;
- пояснения, объяснения

3. К числу игровых методов относятся:
- дидактическая игра;
- воображаемая ситуация в развёрнутом виде; 
- роль
Игровые приёмы: 
- внезапное появление объекта; 
- выполнение игровых действий; 
- инсценировки;
- загадки;
- элементы соревнования; 
- создание игровой ситуации.
- имитация голоса, движения
4. К группе практических методов обучения в дошкольном учреждении относятся:
- упражнения;
- элементарные опыты;
- моделирование;
-продуктивная деятельность

Эстетическое развитие детей в учебной программе

дошкольного образования

(методические рекомендации для музыкальных руководителей и воспитателей учреждений дошкольного образования)

Савельев Г.В.

В 2012 г. вышла в свет учебная программа дошкольного образования, которую мы ждали в течение нескольких лет. Ранее функционировала программа «Пралеска», первый вариант которой был подготовлен еще в 1995 г. Эта программа несколько раз изменялась и корректировалась.

В новой учебной программе мы опять пришли к прежнему возрастному делению на группы, используемому в советское время.

I-ая младшая группа – 2-3 года

II-ая младшая группа – 3-4 года

Средняя группа – 4-5 лет

Старшая группа – 5-6 и 6-7 лет

Новая учебная программа дошкольного образования включает пять направлений, которые позволяют решить основные цели и задачи воспитания детей дошкольного возраста: «Физическое развитие», «Социально-нравственное и личностное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие» и «Эстетическое развитие воспитанника».

Реализация этих направлений обеспечивает разностороннее развитие личности ребенка, формирование у него основных нравственных качеств, норм и приобретение социального опыта.

Одним из важных направлений образовательной деятельности является эстетическое развитие воспитанника, которое реализуется в образовательной области «Искусство» и предусматривает воспитание основ общей и художественной культуры, развитие эстетического отношения к миру, художественных способностей и эстетических чувств, детского творчества средствами фольклора и художественной литературы, изобразительного искусства, музыкального искусства, хореографии, театра.

Эстетическое развитие воспитанника тесно связано с его нравственным совершенствованием. Большое значение в учебной программе дошкольного образования для формирования художественных способностей и эстетических чувств придается интеграции (объединению) разных видов искусства: художественной литературы, изобразительной деятельности и музыки.

Рассмотрим в отдельности эти компоненты.

Большую роль в эстетическом развитии воспитанника играет художественная литература, которая используется в программе дошкольного образования. Рассматривая роль художественной литературы в эстетическом развитии воспитанника, нужно отметить прежде всего знакомство с литературными произведениями многих выдающихся писателей: литературные сказки русских писателей (литературные сказки А.Пушкина, В.Гаршина, П.Бажова, С.Маршака, А.Толстого и других), литературные сказки зарубежных писателей (литературные сказки Г.Х.Андерсена, Р.Киплинга, Братьев Гримм, В.Гауфа и других). Довольно часто на занятиях с детьми используется поэзия как часть художественной литературы. При этом надо иметь в виду, что у детей дошкольного возраста преобладает конкретное мышление, поэтому ребенок прекрасно понимает смысл стихов поэтов. Требуют разъяснения только отдельные образные определения, эпитеты, сравнения и т.д.

Большое значение в учебной программе дошкольного образования уделяется изобразительной деятельности, одного из важных средств эстетического развития ребенка. Изобразительную деятельность нужно рассматривать в двух аспектах: восприятие произведений изобразительного искусства, куда входит знакомство детей старшего дошкольного возраста с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего (творчество И. Левитана, И. Шишкина, В. Васнецова, А. Куинджи, И. Репина и др. выдающихся художников, а также знакомство с жанрами живописи (пейзаж, натюрморт, портрет), видами книжной графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, архитектуры.

Второй важный аспект – это знакомство детей с видами изобразительной деятельности, куда входят 5 основных направлений изобразительной деятельности: рисование (элементарные навыки пользования карандашом и кистью), лепка (умение лепить несложные предметы), аппликация (создание аппликаций из бумаги, ткани, природного материала), конструирование (умение конструировать из разных строительных материалов и деталей конструкторов), детский дизайн (элементарные навыки конструирования объектов с помощью художественных средств, создание многоплановых художественных композиций).

Особое место в учебной программе дошкольного образования занимает музыкальная деятельность ребенка, поскольку музыкальное искусство имеет огромное воспитательное значение для формирования духовной сферы ребенка, его эстетических вкусов и потребностей. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский, подчеркивая роль музыки в воспитании ребенка, отмечал: «Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков – важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души».

Нужно отметить, что без включения в активную работу по музыкальному воспитанию воспитателя учреждений дошкольного образования практически невозможно реализовать все те задачи, которые ставит программа дошкольного образования.

Воспитатель, имеющий среднее специальное или высшее образование должен:

1) уметь провести беседу о музыке;

2) знать классификацию музыкальных произведений, используемую для работы с детьми дошкольного возраста;

3) проводить занятия с использованием музыки;

4) организовывать такие виды деятельности как слушание музыки;

5) знать методику разучивания детских песен.

Музыкальный руководитель должен:

1) периодически проводить консультации для воспитателей по вопросам музыкального развития детей;

2) помогать воспитателю в проведении занятия с использованием музыки, дать рекомендации по использованию на занятии того или иного музыкального произведения;

3) при проведении музыкальных занятий должен включать воспитателя в реализацию программных задач музыкального занятия.

В последние годы повсеместное «скачивание» музыки из интернета привело к тому, что многие музыкальные руководители уделяют недостаточное внимание совершенствованию игры на музыкальном инструменте. Нельзя забывать, что для полноценного восприятия детьми музыкального произведения очень важно его качественное исполнение педагогом-музыкантом. «Живое» исполнение дает значительно больший эффект, чем воспроизведение в записи. Музыкальный руководитель может исполнить музыкальное произведение по частям, обратив внимание на особенности того или иного фрагмента. Для этой цели необходимо использовать репертуарные сборники серии «Классика – детям» (сборники 1-6, издательство «Четыре четверти», 2010 г., составитель Г.В.Савельев). Эти сборники имеются во многих детских садах области, однако далеко не все музыкальные руководители их используют.

Музыкальным руководителем и воспитателем при организации слушания музыки необходимо учитывать  возрастные особенности детей. В I и II-ой  младших группах (2-4 года) дети еще не готовы для восприятия сложных и продолжительных произведений, поэтому для этого возраста желательно выбирать марши, колыбельные, а также музыкальные произведения танцевального характера (менуэты, гавоты, вальсы, польки). В средней и старшей группах (5-7 лет) дети могут слушать и воспринимать уже более сложные музыкальные произведения. Для этого возраста наряду с маршами и произведениями танцевального характера можно предлагать для слушания популярные фортепианные миниатюры.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.