СЛ. 1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ –
ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
(к 105-летию Вооруженных Сил Республики Беларусь)
Материал подготовлен
Академией управления при Президенте Республики Беларусь
на основе информации Министерства обороны,
Министерства иностранных дел Республики Беларусь,
Государственного военно-промышленного комитета
Республики Беларусь, публикаций государственных СМИ
СЛ. 2. История Вооруженных Сил Республики Беларусь берет свой отсчет с образования 28 ноября 1918 г. Минского военного округа. Заложенные в Советском Союзе военные традиции мужества, преданности Отечеству, нерушимого боевого братства продолжают определять облик современной белорусской армии. За более чем вековую историю она не единожды становилась на защиту свободы и независимости Родины, являясь подлинной гордостью своего народа. Величайшим примером самоотверженности и стойкости защитников Отчизны явилась героическая борьба за освобождение Беларуси от фашистских оккупантов.
Сегодня Вооруженные Силы Республики Беларусь продолжают оставаться ключевым элементом стратегического сдерживания, обеспечивающим предотвращение угрозы применения военной силы против нашей страны.
СЛ. 3. 1. Особенности современной военно-политической обстановки
На фоне продолжающегося глобального геополитического переустройства коллективный Запад наращивает усилия по формированию однополярного мира, активно подавляя инакомыслие и поощряя русофобские взгляды. Европейская архитектура безопасности переживает серьезный системный кризис. Налицо дефицит понимания по самому широкому кругу ключевых вопросов. Нет видимых признаков готовности ведущих ”игроков“ к поиску компромиссов. Это негативно отражается на обстановке, складывающейся в различных регионах мира (эскалация напряженности в Украине, на севере Косово, в Центральной Азии, на Ближнем Востоке и др.).
Как показало время, в Европе нацизм не был искоренен в послевоенные годы и находился в латентном состоянии. При поддержке Вашингтона и ряда европейских государств в приграничных с нами странах планомерно взращивались полуфашистские правящие режимы, насаждающие неонацизм на государственном уровне.
Справочно:
Ярким примером такого положения дел являются итоги состоявшегося в декабре 2022 г. в Генеральной Ассамблее ООН голосования по ежегодной резолюции о борьбе с героизацией нацизма и неонацизмом. В этот раз против данного документа выступили 50(!) стран (США, большинство стран Евросоюза и др.); за – 120, воздержались – 10.
Суверенное белорусское государство находится в эпицентре мировых событий и интересов глобальных игроков.
”Мы не можем исключать, что против нашей страны может быть развернута агрессия. По крайней мере, такую готовность со стороны наших соседей мы видим. Знаем, кто подталкивает в спину… этих самых соседей для того, чтобы они создавали напряженность на наших границах“, – констатировал Глава государства А.Г.Лукашенко 22 декабря 2022 г. на совещании об итогах проверки силового блока страны.
СЛ. 4. Министерство обороны Республики Беларусь отмечает следующие основные тенденции, свидетельствующие о наличии прямых вызовов военной безопасности Республики Беларусь.
1. Усиление военной активности США и Североатлантического союза на восточноевропейском направлении. Сегодня в Европе на постоянной основе дислоцируется более 60 тыс. военнослужащих США, оснащенных современным ударным вооружением, а также около 35 тыс. в рамках проводимых операций в Восточной Европе, из которых более
22 тыс. сконцентрировано в Польше и странах Балтии.
На Западе идут интенсивные военные приготовления. В Польше и странах Балтии практически завершена реконструкция большинства аэродромов; активно модернизируются военно-морские базы и порты; создаются передовые плацдармы для заблаговременного хранения техники и запасов материальных средств армии США.
Проводятся мероприятия оперативной и боевой подготовки, интенсивность которых ежегодно повышается с одновременным увеличением количества привлекаемых сил и средств. Только в 2022 году в Европе проведено более 40 учений, в которых приняли участие свыше
100 тыс. человек.
Свидетельством приверженности Вашингтона курсу на применение военной силы в качестве главного внешнеполитического инструмента является проект военного бюджета на 2023 год в рекордном размере –
847,3 млрд. долларов США, что почти на 12% больше, чем в предыдущем.
СЛ. 5. 2. Беспрецедентная поддержка США и коллективным Западом Украины. Непрекращающиеся финансовые вливания, ”накачивание“ украинской армии современными образцами вооружения и техники – все это объективно ведет к затягиванию военного противостояния на Украине. Такое положение дел несет риски и вызовы военной безопасности для нашего государства. В условиях усиленного присутствия украинских подразделений в приграничных с нашей страной районах сохраняется вероятность возникновения вооруженных провокаций.
Серьезные вызовы формируют действующий на Украине ”черный рынок“ оружия и его контрабанда в другие регионы, а также националистические воинские формирования (наподобие т.н. полков ”Погоня“ и ”Калиновского“), готовые при поддержке стран Запада развязать кровавую бойню на белорусской земле.
3. Наращивание антибелорусской информационной кампании. Усиливается деструктивное информационное воздействие на сознание и мировоззрение белорусского населения с целью дискредитации руководства страны, Вооруженных Сил и других силовых структур.
СЛ. 6. 4. Попытки реализации силового сценария смены власти в Беларуси под общим названием ”план Перамога“. Западные стратеги рассчитывают развязать в Беларуси гражданскую войну руками ”беглой“ оппозиции. Ожидается наращивание активности деструктивных сил по раскачиванию обстановки в нашей стране в ходе электоральных кампаний 2024–2025 годов.
СЛ. 7. В целях своевременного и адекватного реагирования на существующие и потенциальные риски и вызовы военной безопасности в Беларуси реализуется соответствующий комплекс мероприятий. Вопросы обеспечения военной безопасности находятся под постоянным личным контролем Главы государства А.Г.Лукашенко. ”Если хочешь мира, готовься к войне… Мы уже в пятый раз, наверное, модернизируем свои Вооруженные Силы, приспосабливая к той обстановке, которая складывается… Извлекаем уроки из войн и конфликтов, которые происходили и происходят на планете“, – подчеркнул белорусский лидер 4 октября 2022 г. на совещании по вопросам военной безопасности.
СЛ. 8. 2. Военная безопасность – важнейшая составляющая
национальной безопасности Республики Беларусь
Вооруженные Силы составляют основу военной организации нашего государства и предназначены для обеспечения военной безопасности и вооруженной защиты Республики Беларусь, сохранности ее суверенитета, независимости и территориальной целостности.
Справочно:
Национальная безопасность – состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз.
Военная безопасность – состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусь от военных угроз (действий другого государства (других государств), экстремистских, религиозных, сепаратистских движений, организаций, расположенных на территории другого государства (других государств), указывающих на реальное намерение применить вооруженную силу против Республики Беларусь).
В начале 1990-х годов перед суверенным белорусским государством встали сложнейшие задачи создания собственных Вооруженных Сил. Их строительство фактически началось с упразднением 20 марта 1992 г. Белорусского военного округа. Однако первоначальные попытки реформирования округа в Вооруженные Силы в основном были сведены к механическому сокращению группировки войск.
СЛ. 9. После избрания в 1994 году А.Г.Лукашенко Президентом Республики Беларусь военное строительство приобрело системный, концептуальный характер.
Белорусский лидер поставил задачу по обеспечению военной безопасности страны, определил стратегию и направления реформирования Вооруженных Сил.
Министерство обороны Республики Беларусь 1 ноября 1994 г. было переведено на новый штат. Советом Безопасности Республики Беларусь
27 марта 1995 г. была утверждена первая Концепция национальной безопасности. Военнослужащих освободили от исполнения несвойственных им задач. В 1996 году был разработан План реализации концепции военной реформы в Республике Беларусь до 2000 года. В результате была создана эффективная система государственного управления, сохранены и укреплены структуры обеспечения национальной безопасности и обороноспособности.
СЛ. 10. В 2001 году, с окончанием первого этапа реформирования Вооруженных Сил, Главой государства были утверждены Концепция строительства Вооруженных Сил Республики Беларусь до 2010 года, Программа завершения реформирования Вооруженных Сил на 2001–
2005 годы, план их строительства до 2006 года.
В 2007–2011 годах основные усилия были направлены на внедрение в Вооруженных Силах инновационных достижений, недопущение перерастания военной опасности в военную угрозу, а в случае возникновения такой угрозы или нападения на Беларусь – обеспечение надежной защиты суверенитета и территориальной целостности государства. Армию стали приводить в соответствие с уточненными
в 2010 году в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь внутренними и внешними источниками угроз национальной безопасности.
СЛ. 11. В 2015 году Главой государства были конкретизированы основные направления строительства белорусской армии в современных условиях. Определена приоритетная задача – максимально адаптировать Вооруженные Силы к реагированию на возможные вызовы и угрозы. Пристальное внимание уделялось увеличению боевого состава сил постоянной готовности, развитию мобильного компонента.
В декабре 2019 г. Президентом Республики Беларусь были утверждены План обороны на очередное пятилетие и Концепция строительства и развития Вооруженных Сил до 2030 года. В них уточнена система управления государством на военное время, определены перспективные направления совершенствования всей военной организации, сделан акцент на предотвращении развязывания агрессии, стратегическом сдерживании.
СЛ. 12. Итоги строительства белорусской армии:
оптимизация боевого и численного состава Вооруженных Сил с учетом уточнения задач по предназначению;
избирательное перевооружение на новые комплексы и системы вооружения и военной техники;
сохранение кадрового потенциала Вооруженных Сил, повышение уровня укомплектованности должностей офицерским составом, прапорщиками, военнослужащими, проходящими службу по контракту;
избавление от невостребованных материальных средств, мест их хранения, других объектов путем утилизации и реализации вооружения, техники и боеприпасов, передачи высвобождаемых городков местным органам власти.
СЛ. 13. В настоящее время нормативную правовую основу обеспечения военной безопасности в Республике Беларусь составляют:
Конституция Республики Беларусь;
Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденная Главой государства 9 ноября 2010 г. (в настоящее время готовится новая редакция с учетом развития военно-политической и военно-стратегической обстановки, трансформации существующих и появления новых источников военных угроз, необходимости дальнейшего совершенствования системы обеспечения военной безопасности);
Военная доктрина Республики Беларусь и Военная доктрина Союзного государства;
законы Республики Беларусь в области обороны (”Об обороне“,
”О Вооруженных Силах Республики Беларусь“ и др.);
Концепция строительства и развития Вооруженных Сил Республики Беларусь до 2030 года;
План строительства и развития Вооруженных Сил Республики Беларусь на 2021–2025 годы;
международные договоры в сфере обеспечения военной безопасности.
СЛ. 14. Главная роль в обеспечении безопасности нашей страны отведена Главе государства. Он обладает широкими полномочиями в сфере обеспечения национальной безопасности (ему предоставлено право формировать и возглавлять Совет Безопасности Республики Беларусь, являться Главнокомандующим Вооруженными Силами).
Президент Республики Беларусь как единолично, так и совместно с другими государственными органами может (в некоторых случаях обязан) принимать оперативные решения как в мирное время, так и в условиях, вызванных экстраординарными обстоятельствами, угрожающими безопасности страны. События 2020 года на практике показали решительность белорусского лидера принимать действенные меры к сохранению спокойствия и стабильности в государстве.
СЛ. 15. В 2021 году – начале 2023 гг. были предприняты следующие меры по обеспечению военной безопасности Республики Беларусь:
постоянный мониторинг международной военно-политической и стратегической обстановки вокруг нашей страны, прогнозирование ее развития для выработки исчерпывающих мер по обеспечению военной безопасности;
своевременное, детальное и адекватное складывающейся военно-политической обстановке, экономическим возможностям нашего государства планирование противодействия;
совершенствование законодательства Республики Беларусь по вопросам защиты суверенитета и конституционного строя;
уточнение основных направлений и приоритетов военного строительства и развития Вооруженных Сил на ближайшую перспективу;
поддержание требуемого уровня боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил;
укрепление в обществе чувства патриотизма и готовности к защите национальных интересов Республики Беларусь, воспитание сознательного отношения граждан Республики Беларусь к ее вооруженной защите;
противодействие разведывательной деятельности других государств, а также негосударственных субъектов, в целях защиты сведений, составляющих государственные секреты Республики Беларусь;
укрепление системы коллективной безопасности ОДКБ, развертывание российской части региональной группировки войск (сил) на территории Республики Беларусь;
проведение мероприятий по усилению охраны и защиты Государственной границы Республики Беларусь, в том числе с Украиной.
СЛ. 16. 3. Вооруженные Силы Республики Беларуси на современном этапе
Военная доктрина Республики Беларусь носит сугубо оборонительный характер. Наша страна исходит из того, что ни одно из государств не является для нее противником. В то же время белорусское государство будет отстаивать свои национальные интересы с использованием всех имеющихся средств, в том числе посредством применения военной силы, и оставляет за собой право принятия комплекса превентивных мер стратегического сдерживания в целях недопущения нападения или нейтрализации внутреннего вооруженного конфликта.
В настоящее время в Беларуси существует смешанный тип комплектования армии, при котором сохраняются как срочная военная служба, так и служба по контракту. И такая система полностью себя оправдала. Вопрос о нецелесообразности призыва и необходимости перехода к полностью профессиональной армии с повестки дня снят. Во-первых, каждый мужчина должен быть способен защищать свою Родину, причем не за денежное вознаграждение, а потому, что это – его земля и Отечество. Во-вторых, армия выступает важным социальным институтом, объединяющим разные социальные группы и слои вокруг единых общенациональных ценностей и идеалов. И, в-третьих, на сегодняшний день порядка 40% от общего числа солдат и сержантов уже служат на контрактной основе, укрепляя общий потенциал белорусской армии.
Справочно:
Характерно, что в Польше в 2022 году был принят закон ”О защите Отечества“, восстанавливающий срочную военную службу и регламентирующий обязательную военную службу для женщин. В Литве военный призыв возобновили в 2015 году, сославшись на ”сложную геополитическую обстановку“. В Грузии к обязательному призыву вернулись в 2017 году.
СЛ. 17. Общая численность Вооруженных Сил Республики Беларусь составляет около 70 тыс. человек. Главнокомандующий Вооруженными Силами – Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко.
Центральные органы военного управления: Министерство обороны Республики Беларусь и Генеральный штаб Вооруженных Сил Республики Беларусь.
СЛ. 18. Сухопутные войска Вооруженных Сил Республики Беларусь – самый многочисленный и разносторонний по боевому составу вид Вооруженных сил. Обладают большой огневой и ударной мощью, высокой маневренностью; предназначены для решения задач по отражению ударов противника и его разгрому в случае развязывания им агрессии.
Основу Сухопутных войск составляют оперативные объединения (Западное и Северо-западное оперативные командования), способные в условиях мирного времени выполнить задачи по локализации и нейтрализации вооруженного конфликта, а при необходимости вести локальную войну, обеспечивая своевременное оперативно-стратегическое развертывание всех Вооруженных Сил, всей военной организации государства. Имеют в своем составе механизированные соединения, ракетные войска и артиллерию, войсковую ПВО, специальные войска, части и учреждения тылового и технического обеспечения.
СЛ. 19-20. Справочно:
На вооружении Сухопутных войск состоят танки Т-72 различных модификаций, боевые машины пехоты БМП-2, бронетранспортеры БТР-80, БТР-82А, высокоточные ракетные комплексы ”Точка-У“, реактивные системы залпового огня: ”Полонез“, ”Смерч“, ”Ураган“, ”Град“, самоходные артиллерийские установки: 2С1 ”Гвоздика“, 2С3М ”Акация“, 2С5 ”Гиацинт“, 2С19 ”Мста“, буксируемые артиллерийские орудия, противотанковые ракетные комплексы и минометы, зенитные установки ЗУ-23-2, переносные зенитные ракетные комплексы ”Оса-АКМ“, ”Игла“, зенитные ракетные комплексы ”Стрела-10“, зенитный пушечно-ракетный комплекс ”Тунгуска“ и другие.
СЛ. 21. Военно-воздушные силы и войска противовоздушной обороны – этот вид Вооруженных сил предназначен для ведения борьбы со средствами воздушного нападения в воздухе и на земле, прикрытия административных, промышленных, экономических центров, районов, объектов, группировок войск от ударов противника; поражения с воздуха объектов системы государственного и военного управления, военно-экономического потенциала, транспортных коммуникаций и войск противника; авиационной поддержки Сухопутных войск и решения других задач.
В состав ВВС и войск ПВО входят: авиация, зенитные ракетные войска (далее – ЗРВ); радиотехнические войска; специальные войска и службы.
СЛ. 22-23 Справочно:
На вооружении ВВС состоят: истребители МиГ-29, многоцелевые самолеты Су-30СМ, штурмовики Су-25, учебно-боевые самолеты Як-130, Л-39, вертолеты Ми-8 и Ми-24 различных модификаций, транспортные самолеты Ан-26 и Ил-76.
На вооружении соединений и воинских частей ЗРВ состоят зенитные ракетные комплексы и зенитные ракетные системы различной классификации: средней дальности С-300ПС и С300ПТ; малой дальности ”Бук“, ”Тор-М2“ и ”Оса-АКМ“.
Радиотехнические войска имеют на вооружении радиолокационные станции отечественного производства ”Противник“, ”Сопка“, ”Восток“, ”Роса“, необходимые, в том числе, для обнаружения низколетящих целей.
СЛ. 24. Силы специальных операций Вооруженных Сил предназначены для выполнения различных задач в целях недопущения эскалации (обострения) или прекращения вооруженного конфликта в отношении Республики Беларусь со стороны любого агрессора и выступают одним из основных элементов стратегического сдерживания.
Подготовка военных кадров осуществляется военными учебными заведениями.
СЛ. 25. Справочно:
Обучение офицеров с высшим военным специальным образованием для замещения первичных офицерских должностей (с присвоением звания ”лейтенант“) производится Военной академией Республики Беларусь, военными факультетами БГУ, БГУИР, БГАА, ГрГУ, военно-техническим факультетом БНТУ, военно-транспортным факультетом БГУТ, военно-медицинским институтом БГМУ, а также в 14-ти военных образовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации.
Для обучения граждан мужского пола по программам подготовки младших командиров и офицеров запаса предназначены 6 военных кафедр в составе учреждений высшего образования Беларуси.
СЛ. 26. Важнейшим объединяющим фактором между государством и обществом, позволяющим сплотить и мобилизовать граждан к обороне и борьбе с противником, привлечь местные ресурсы для общего дела является территориальная оборона. В военное время создаются территориальные войска.
Справочно:
В качестве приоритетного направления рассматривается также создание и развитие народного ополчения, как возможности обеспечения всенародного характера защиты Отечества.
СЛ. 27. Государство постоянно держит в поле зрения вопросы социальной защиты военнослужащих и членов их семей. Так, на совещании у Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 6 декабря 2022 г. был предметно рассмотрен вопрос обеспечения жильем военнослужащих и приравненных к ним лиц.
Серьезное внимание в Вооруженных Силах отводится вопросам воспитания личного состава. Система идеологической работы Вооруженных Сил, включает работу с военнослужащими и гражданским персоналом, населением страны и международной общественностью.
СЛ. 28. Основу работы с населением составляет патриотическое воспитание граждан, в том числе в рамках Программы патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022–2025 годы.
С сентября 2021 г. в учреждениях общего среднего образования введена должность руководителя по военно-патриотическому воспитанию, главная задача которого заключается в организации и координации работы учреждения по соответствующему направлению.
Одной из форм работы с учащейся молодежью стала деятельность военно-патриотических клубов на базе воинских частей.
Справочно:
18 военно-патриотических клубов с общим количеством воспитанников более 1500 человек действуют на территории воинских частей внутренних войск МВД. Также создано 9 клубов при воинских частях (263 учащихся), подчиненных Министерству обороны.
Кроме того, в учреждениях общего образования функционирует
755 объединений по интересам военно-патриотического профиля, в которых занимается 10970 обучающихся; в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи – 213 объединений с охватом
3579 обучающихся.
На протяжении 20 лет Минобразования во взаимодействии с Минобороны организуется республиканские лагеря и слеты военно-патриотической направленности. С 2022 года возобновлено проведение военно-спортивной игры ”Орленок“ на базе 120-й гвардейской отдельной механизированной бригады.
СЛ. 29. 4. Оборонно-промышленный комплекс Республики Беларусь
”Оборонно-промышленный комплекс является одним из важнейших высокотехнологичных секторов белорусской экономики. Естественно, мы должны опираться на отечественного производителя вооружений“, – подчеркнул Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на состоявшемся 10 мая 2022 г. совещании по государственному оборонному заказу на 2022 год.
Оборонный сектор экономики представляет собой многофункциональный научно-производственный комплекс, способный разрабатывать и производить современные типы вооружений, военной и специальной техники, а также выпускать разнообразную наукоемкую гражданскую продукцию.
Справочно:
В систему Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь входят 46% организаций, имеющих научный статус.
Ежегодно проводится не менее 10 опытно-конструкторских работ по разработке новых образцов вооружения, военной и специальной техники (далее – ВВСТ).
Несмотря на беспрецедентное санкционное давление коллективного Запада работу оборонного сектора экономики нашей страны можно охарактеризовать как плановую и стабильную, ориентированную как на выполнение мероприятий государственного оборонного заказа, так и на выполнение обязательств по реализации внешнеторговых контрактов.
СЛ. 30. За последние три года предприятиями оборонного сектора экономики в Вооруженные Силы было поставлено более 3 тыс. единиц новых образцов ВВСТ и вспомогательного оборудования.
Отремонтировано и модернизировано более 70 образцов ВВСТ и более 500 единиц дополнительного оборудования (рулевые винты, двигатели для бронетехники, блоки РЛС и ЗРК и др.).
Широко известными отечественными брендами являются автоматизированные средства управления войсками и оружием холдинга ”АГАТ“, оптика ”Пеленга“ и БелОМО, тягачи производства МЗКТ. Признание на мировом рынке получили созданные белорусскими специалистами радиоэлектронные средства борьбы с беспилотными летательными аппаратами.
СЛ. 30. 5. Международное военное сотрудничество Республики Беларусь
Приоритетные направления международного военного сотрудничества:
обеспечение поддержания стратегического уровня международного военного сотрудничества с Российской Федерацией;
повышение эффективности Организации Договора о коллективной безопасности, подготовка и участие в учениях ОДКБ, реализация положений Стратегии коллективной безопасности на период до 2025 года;
реализация целей многостороннего военного сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств, подготовка решений, выносимых на рассмотрение заседаний Совета министров, Координационных комитетов и Координационных совещаний государств – участников СНГ;
поддержание максимально возможного уровня военного сотрудничества с Китайской Народной Республикой;
расширение сотрудничества со странами Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки;
расширение участия в деятельности по поддержанию международного мира и безопасности, в том числе в рамках ОДКБ;
стабилизация отношений со странами коллективного Запада
с учетом национальных интересов.
Кроме того, в рамках предстоящего вступления Республики Беларусь в Шанхайскую организацию сотрудничества особое внимание уделяется участию в мероприятиях ШОС.
На фоне складывающейся в последний год военно-политической обстановки у границ России и Беларуси нашими странами приняты дополнительные эффективные меры по обеспечению безопасности Союзного государства.
На территории Беларуси поэтапно развертывается региональная группировка войск двух стран.
Справочно:
В числе последних масштабных мероприятий выделяются совместное оперативное учение ”Союзная решимость – 2022“
(01–20.02.2022), подготовка и слаживание совместной региональной группировки (четвертый квартал 2022 г.), совестное летно-тактическое учение (16.01–01.02.2023) на территории Беларуси.
СЛ. 32. Динамично развивается военно-техническое сотрудничество оборонных ведомств двух стран.
Справочно:
Например, заслуживает внимания ряд договоренностей сторон о передаче Вооруженным Силам Республики Беларусь наиболее перспективных образцов вооружения, в том числе полкового комплекта зенитно-ракетного комплекса С-400 и ракетного дивизиона оперативно-тактического ракетного комплекса ”Искандер“. Проведена работа по обучению белорусских специалистов эксплуатации данных комплексов (систем) вооружения.
Ведется работа по созданию трех учебно-боевых центров совместной подготовки вооруженных сил Республики Беларусь и Российской Федерации.
СЛ. 33. Республика Беларусь рассматривает ОДКБ в качестве гаранта международной и региональной безопасности, стабильности, а также защиты на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государства.
Стоит подчеркнуть, что в 2023 году функции председателя в ОДКБ выполняет Беларусь. Основополагающими целями в ходе белорусского председательства являются: на внутреннем контуре – повышение сплоченности государств-членов ОДКБ и урегулирование противоречий между ними в целях укрепления Организации, обеспечения безопасности и стабильности в зоне ее ответственности; на внешнем контуре – усиление роли и значимости ОДКБ в системе международных отношений, а также комплексное соответствие деятельности ОДКБ контексту региональной и глобальной безопасности.
Справочно:
Основным мероприятием, которое позволило оценить уровень взаимодействия при принятии решения о задействовании сил и средств коллективной безопасности, стала миротворческая операция Коллективных миротворческих сил ОДКБ на территории Казахстана в январе 2022 г.
В течение прошлого года проведен ряд мероприятий с участием белорусских военнослужащих: командно-штабное учение ”Взаимодействие – 2022“ с Коллективными силами оперативного реагирования ОДКБ; специальное учение ”Поиск – 2022“ с силами и средствами разведки; учение ”Эшелон – 2022“ с подразделениями материально-технического обеспечения войск (Коллективных сил) ОДКБ.
Одним из направлений международного военного сотрудничества является участие армейских команд Вооруженных Сил Республики Беларусь в ежегодных Армейских международных играх (АрМИ). Часть конкурсов в рамках данных игр проводятся на территории Республики Беларусь. Наши команды традиционно находятся среди лидеров армейской олимпиады, традиционно занимая призовые места в общем зачете.
Справочно:
VIII ”Армейские международные игры – 2022“ прошли на трех континентах в 12 государствах. Белорусские военнослужащие приняли участие в 27 конкурсах из 34 заявленных. В копилке наших команд
25 медалей (4 золотые, 10 серебряных и 11 бронзовых) – лучшее выступление белорусской команды за всю историю АрМИ.
СЛ. 34. 6. Вклад Республики Беларусь в укрепление
архитектуры безопасности и стабильности в мире
Республика Беларусь осуждает любой военный конфликт как средство реализации политики и придерживается принципа мирного урегулирования споров. Во главу угла белорусская сторона ставит принцип неделимости безопасности, в соответствии с которым нельзя строить чью-то безопасность за счет других.
Беларусь стала первым государством на постсоветском пространстве, добровольно отказавшимся от возможности обладания ядерным оружием без каких-либо предварительных условий и оговорок (27 ноября 1996 г. в Россию был отправлен последний эшелон с межконтинентальными баллистическими ракета РС-12М ”Тополь“).
По этому поводу Президент А.Г.Лукашенко, выступая 13 октября 2022 г. в г.Астане на шестом саммите Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии отметил: ”И что мы получили взамен? Заверения вместо реальных международно-правовых гарантий, пустые, ничем не подкрепленные декларации вроде Будапештского меморандума (прим. – подписан 5 декабря 1994 г. в г.Будапеште на саммите ОБСЕ руководителями США, Великобритании и России), бесконечные попытки дестабилизировать ситуацию в спокойной трудолюбивой Беларуси“.
Будучи с 1992 года полноправной участницей Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, Беларусь вывела со своей территории 584 ракеты средней и меньшей дальности с последующей их ликвидацией на полигонах бывшего СССР.
По Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) от 1990 года Беларусью уничтожено 1773 боевых танка, 1341 боевая бронированная машина и 130 боевых самолетов, что составило более 10% вооружений и военной техники, ликвидированных всеми тридцатью странами-участницами ДОВСЕ.
Наша страна осуществляла активное взаимодействие в сфере общеевропейской безопасности с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Только в течение трех последних лет Глава белорусского государства выдвинул ряд масштабных инициатив, направленных на укрепление безопасности, снижение конфронтации и восстановление доверия между странами.
В частности, было предложено сформировать ”пояс цифрового добрососедства“ путем заключения международных соглашений об обеспечении информационной безопасности.
В целях заполнения правого вакуума, образовавшегося после прекращения действия Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности Глава белорусского государства выступил с инициативой о принятии многосторонней политической декларации стран о неразмещении ракет средней и меньшей дальности в Европе.
Беларусь исходит из того, что урегулирование современной ситуации в мире требует еще более широкого, чем Хельсинкский, – глобального международного переговорного процесса ”в духе Сан-Франциско“ (Сан-Францисская конференция 1945 года разработала Устав ООН), с идеей которого Президент нашей страны выступил в 2022 году.
Новое звучание приобретает еще одна широко известная белорусская инициатива об ”интеграции интеграций“. Развитие взаимодействия по линии ЕАЭС – ШОС – китайский проект ”Пояс и путь“, конвертация взаимного интереса к сотрудничеству ЕАЭС со странами Юго-Восточной Азии и других регионов будут способствовать и снижению конфликтного потенциала в мире.
Однако, к сожалению, в большинстве своем эти и другие белорусские мирные инициативы услышаны не были.
С ноября 2021 г. практическое сотрудничество Республики Беларусь с НАТО в военной сфере не осуществляется ввиду его приостановки по инициативе альянса.
Отдельные государства продолжают считать существующие механизмы контроля над вооружениями лишь способом для политизации проблем, игнорируя конструктивные посылы со стороны Беларуси и России. Отличительной чертой современной международной политики стал дефицит доверия.
****
СЛ. 35. Празднуя 105-летие Вооруженных Сил Республики Беларусь, мы преклоняем головы перед немеркнущими подвигами наших предков, в жестоких сражениях, отстоявших Отечество ценою собственных жизней, гордимся их самоотверженностью и несокрушимой силой духа.
Беларусь никогда не была и не будет источником зла и насилия. Неоспоримой ценностью для белорусов всегда выступал и выступает мир. Об этом свидетельствует вся наша многовековая история – ни одна из множества войн, проходивших на нашей территории, не затевалась по инициативе белорусского народа. Не случайным стало и объявление в Беларуси
2023 года Годом мира и созидания. В то время как наши западные и южные соседи бездумно втягиваются в воронку военного противостояния, мы прилагаем все возможные усилия для сохранения мира и спокойствия.
Но вместе с тем, мы никому не позволим покушаться на стабильность и достаток в общем белорусском доме. В нашей стране сформированы необходимые условия для предотвращения либо нейтрализации различных угроз национальной безопасности. Белорусская армия способна сберечь Республику Беларусь и стать надежной опорой для союзников.
СЛ. 36. Президент А.Г.Лукашенко в Новогоднем обращении к белорусскому народу особо отметил: ”Всё в нашей жизни будет зависеть от каждого из нас. И от всех нас вместе. Если мы хотим жить в мире и безопасности, то прежде всего должны уважать и ценить труд людей в погонах, воспитывать детей патриотами своей страны и соблюдать закон“.
**************************************************************************
85 лет со дня образования Витебской области
СЛ. 2. Ви́тебская о́бласть образована 15 января 1938 года на основании Закона СССР от 15.01.1938 г. об изменении и дополнении Конституции (Основного Закона) СССР.
Область расположена на северо-востоке Республики Беларусь в среднем течении Западной Двины и верховьях Днепра. На востоке она граничит со Смоленской, на севере – с Псковской областями Российской Федерации, на северо-западе – с Латвией, на западе – с Литвой и Гродненской областью, на юге – с Минской и Могилевской областями Республики Беларусь.
СЛ. 3. Протяженность границ области с востока на запад составляет более <st1:metricconverter productid="300 км" w:st="on">300 км</st1:metricconverter>, с севера на юг – <st1:metricconverter productid="175 км" w:st="on">175 км</st1:metricconverter>, общая площадь 40,1 тыс. км²
(2-е место в Республике Беларусь).
Административный центр области – город Витебск, один из крупнейших культурных и индустриальных центров республики.
СЛ. 4. Численность населения Витебской области на 01.01.2023 г. составила 1 112 098 человек: городского – 865 951 человек, сельского – 246 147 человек. Численность мужчин составляет 510 174 человека, женщин – 601 924 человек.
Витебская область включает 21 административно-территориальный район: Бешенковичский, Браславский, Верхнедвинский, Витебский, Глубокский, Городокский, Докшицкий, Дубровенский, Лепельский, Лиозненский, Миорский, Оршанский, Полоцкий, Поставский, Россонский, Сенненский, Толочинский, Ушачский, Чашникский, Шарковщинский, Шумилинский.
Крупнейшие города: Витебск, Орша, Полоцк, Новополоцк.
СЛ. 5. За последних пять лет введено в эксплуатацию порядка 1,5 млн. кв. метров жилья, в том числе свыше 240 тыс. кв. метров – в сельских населенных пунктах. В экономику области привлечено более 12,5 млрд. рублей инвестиций в основной капитал.
Работа экономики области – эффективна. Регион работает
с положительной рентабельностью продаж, ростом выручки
от реализации продукции, товаров, работ, услуг и чистой прибылью.
За последние пять лет выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг по области возросла почти в 1,5 раза, чистая прибыль –
в 1,6 раза; количество убыточных организаций сократилось более чем
в два раза.
В 2022 году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, обеспечены темпы роста по производству продукции сельского хозяйства, всем видам товарооборота (розничному, оптовому, общественному питанию), экспорту товаров и услуг.
СЛ. 6. Основу сформированного на территории Витебской области хозяйственного комплекса составляет промышленность, где трудится
24 процента общей численности занятого населения и производится треть валовой добавленной стоимости. Продукция области составляет порядка 13 процентов промышленности республики.
СЛ. 7. В структуре промышленности наибольший удельный вес в объеме производства занимают организации обрабатывающей промышленности (84 процента от общего объема производства промышленной продукции).
Промышленный комплекс Витебской области насчитывает более 1300 организаций различной формы собственности, включая микро- и малые организации, на которых работает порядка
95 тыс. человек.
Промышленные предприятия обеспечивают стопроцентный выпуск республиканского объема доломитовой муки для известкования, более 95 процентов – льняных тканей, полимеров этилена в первичной форме, ковров и ковровых изделий, более 50 процентов – обуви.
СЛ. 8. В области вырабатывается треть всей электроэнергии республики.
На предприятиях области также производятся стеклоткани, электроприборы, металлорежущие станки и инструмент, плиты МДФ, паркетная доска, кабель силовой и волоконный, оборудование для водоочистки, фармацевтическая продукция, продовольственные товары
и многое другое.
За последние годы в области созданы новые предприятия
и производства, введены новые производственные мощности после модернизации и технического перевооружения, в том числе наиболее крупные проекты.
СЛ. 9. Холдингом ”Белорусская кожевенно-обувная компания ”Марко“ реализован проект ”Создание производственных мощностей по выпуску обуви до 5 млн. пар в год“, проведена реконструкция унитарного предприятия ”Витебский меховой комбинат“, на площадях которого организовано современное комплексное производство по переработке кожевенно-мехового сырья, пошива изделий из меха и кожи с мощностью переработки 300 тысяч шкур овчины и 250 тысяч шкурок пушного сырья
в год.
СЛ. 10. ОАО ”Глубокский молочноконсервный комбинат“ произведена реконструкция автоклавного отделения в производственном корпусе филиала ”Браславрыба“, строительство и модернизация цеха
по производству сухой сыворотки и сухих молочных продуктов.
СЛ. 11. В ОАО ”Верхнедвинский маслосырзавод“ осуществлена модернизация цеха по переработке молока с 180 тонн до 240 тонн в сутки.
СЛ. 12. ОАО ”Нафтан“ построил комплекс замедленного коксования.
ЗАО ”Экомол Агро“ проведена ”Реконструкция части здания оперативного корпуса и части здания силосного корпуса мучнистого сырья под размещение линии экструзии полножирной сои“.
СЛ. 13. РУП ”Толочинский консервный завод“ построил цех быстрого замораживания и установил линию производства картофеля фри.
В Оршанском районе введено первое в Беларуси предприятие по производству бесшовных стальных баллонов высокого давления –
ООО ”Цилиндерс-Бел“, создано производство овощей и ягод шоковой (глубокой) заморозки в филиале ”Тепличный“ РУП ”Витебскэнерго“.
СЛ. 14. В Миорском районе введен завод по выпуску белой жести –
ООО ”Миорский металлопрокатный завод“.
СЛ. 15. ОАО ”Витязь“ завершил реализацию инвестиционного проекта ”Создание современных производств по выпуску средств зарядной инфраструктуры для электромобилей“.
СЛ. 16. На базе ОАО ”Оршанский мясоконсервный комбинат“ введен цех убоя и переработки свиней и крупного рогатого скота.
Результатом проводимой работы по модернизации и техническому перевооружению является высокий удельный вес инновационной продукции, реализуемой промышленными предприятиями Витебщины (треть отгружаемой продукции – инновационная).
Проведенная модернизация также позволила предприятиям области укрепить свои позиции на внутреннем и внешнем рынках. Продукция, произведенная в Витебском регионе, представлена и успешно реализуется в более чем 80 странах мира.
СЛ. 17. Немаловажная роль в развитии экономики области отводится малому и среднему предпринимательству. В настоящее время
на территории области работает 31 тысяча таких субъектов, в том числе 7,6 тысячи юридических лиц и 23,4 тысячи индивидуальных предпринимателей. В предпринимательском секторе экономики занято около 135 тысяч человек, или 29,3 процента от численности занятых
в экономике области. Он обеспечивает более 60 процентов экспорта товаров области и экспорта услуг, на четверть – налоговые поступления
в бюджет, выручку от реализации, розничный товарооборот, на треть – инвестиции в основной капитал.
СЛ. 18. В 2019 году введена в эксплуатацию молочно-товарная ферма на 1210 голов в филиале ”Тепличный“ РУП ”Витебскэнерго“ в деревне Стайки Оршанского района. СЛ. 19. ОАО ”Витебская бройлерная птицефабрика“ введен в эксплуатацию цех №2 племенного молодняка вблизи н.п. Перемонт Лиозненского района, СЛ. 20. ОАО ”Рубежница“ введен в строй 3-й пусковой комплекс молочно-товарной фермы в н.п. Велешковичи Лиозненского района. ООО ”ВетроВатт“ реализован проект
по строительству ветропарка, транспортной и инженерной инфраструктуры к нему. Построены и введены в эксплуатацию
2 ветроэнергетические установки суммарной мощностью 6 мВт.
СЛ. 21. В Шарковщинском районе реализован проект ”Строительство мини-гидроэлектростанции на р.Мнюта ООО ”ГидроПарк“. Завершен инвестиционный проект ОАО ”Витебские ковры“ по освоению технологии производства полипропиленовых нитей.
СЛ. 22. В 2020 году введена в эксплуатацию 2-я очередь мультимодального промышленно-логистического комплекса ”Бремино-Орша“, в состав которой входит складское помещение общего пользования площадью 12 700 м кв., реализован инвестиционный проект ”Ангары для хранения воздушных судов в пос. Болбасово Оршанского района“, завершено строительство четырех и проведена реконструкция двух молочно-товарных ферм.
СЛ. 23. В 2021 году осуществлены производственные инвестпроекты по строительству цеха быстрого замораживания на РПУП ”Толочинский консервный завод“, молочнотоварной фермы на 2 тысячи голов дойного стада вблизи дер.Чурилово, свиноводческого репродуктора на 5000 голов свиноматок в год вблизи н.п. Пушки Лиозненского района, СЛ. 24. цеха по производству термохимобработанных электроизоляционных материалов для фольгированных диэлектриков
ОАО ”Полоцк-Стекловолокно“; СЛ. 25. организации производства по разведению свиней с замкнутым циклом в дер.Мошница СУП ”Здрава“ (Россонский район); приобретению автоматической линии вакуумной упаковки сыра в ОАО ”Верхнедвинский маслосырзавод“; развитию и модернизации экспортоориентированного производства электронных изделий и систем управления для машиностроительного комплекса на ОАО ”Измеритель“; строительству линии пиломатериалов на территории ПУП ”Витебская лесопилка“; установке линии по производству батончиков
из натурального сырья на ООО ”Регита“; организации производства бордюрного камня ООО ”Витебская брусчатка“, созданию производства по переработке органических отходов в высокопротеиновую белковую муку ОДО ”ИлКос“ и организации экологически чистого производства древесного угля ООО ”Мир дубрав“.
Стабильное развитие внешнеэкономической деятельности – один
из приоритетов социально-экономической политики Витебской области.
СЛ. 26. Внешнеэкономическую деятельность в области осуществляют полторы тысячи субъектов хозяйствования. На Витебскую область в настоящее время приходится 11,5 процента республиканского экспорта товаров. Область поддерживает внешнеторговые отношения более чем со 100 государствами мира. Изделия с маркой витебских товаропроизводителей поставляются в 80 стран мира и 78 российских регионов.
СЛ. 27. В 2022 году в новых экономических условиях субъекты хозяйствования области сумели в кратчайшее сроки не только сохранить, но и увеличить объемы внешнеторговой деятельности на 1,3 млрд. долларов. И как результат – лидирующее положение области по экспорту товаров и услуг среди регионов республики (экспорт товаров возрос
в 1,8 раза, услуг – на 14,5 процента).
СЛ. 28. Сотрудничество осуществляется со всеми федеральными округами Российской Федерации. Основной рост поставок обеспечен в отдаленные регионы – Дальневосточный (рост продаж в 2 раза), Северо-Кавказский (в 1,4 раза) и Сибирский федеральные округа (в 1,2 раза).
Впервые организованы поставки кабельной продукции, мебели, столярных изделий в Республику Ингушетия, прессов гидравлических –
в Республику Хакасия, ветеринарных препаратов – в Сахалинскую область.
Стратегия внешнеторговых поставок направлена на укрепление позиций на рынках большинства стран СНГ, продвижение товаров
в отдаленные от Беларуси регионы Российской Федерации, увеличение поставок в страны Ближнего Востока, Африки.
СЛ. 29. Ежегодно область прирастает новыми современными больницами, детскими садами, школами, спортзалами, бассейнами, стадионами.
В сфере здравоохранения проводилась масштабная модернизация, коснувшаяся всех направлений. За последние годы модернизирован лечебный корпус областного госпиталя инвалидов Великой Отечественной войны в Оршанском районе, построены поликлиника
в микрорайоне ЮГ-7 в г.Витебске, СЛ. 30. районная больница в г.Миоры. В 2022 году после завершившейся модернизации принял пациентов Витебский областной клинический специализированный центр. Начат проект по реконструкции Витебской областной клинической больницы.
В следующем году возобновится реконструкция и модернизация комплекса зданий Витебской областной клинической инфекционной больницы. Ведется строительство поликлиники в новом микрорайоне
в г.Орша, ввод которой также запланирован на 2023 год.
СЛ. 31-32. Введены в эксплуатацию детские сады в г.Глубокое, г.Орша, г.Поставы, г.Витебск, открылась новая школа в микрорайоне ”Билево“ на 1020 мест. В настоящее время в густонаселенных микрорайонах г.Витебска, г.Полоцка и г.Миоры ведется строительство трех учреждений образования, которое завершится в 2023-2024 годах.
СЛ. 33-34. Планомерно осуществляется укрепление материально-технической базы сферы культуры. Так, после капремонта открыт музей народной славы имени Героя Советского Союза В.Е.Лобанка в г.п.Ушачи, построен мемориальный музей Героя Советского Союза К.С.Заслонова в г.Орше. После капремонта введен в эксплуатацию Дворец культуры в г.Барани Оршанского района. В г.Витебске завершена реконструкция здания бывшего дома быта под детскую школу искусств в микрорайоне Руба.
СЛ. 35-36. Для подготовки спортивного резерва и спортсменов высокого класса, популяризации ЗОЖ, массового развития физической культуры среди всех категорий населения в области ежегодно возводятся
и улучшаются спортивные сооружения. В числе введенных
в эксплуатацию объектов за последние годы – лыжероллерная трасса
в г.Городке, специализированный центр по прыжкам на батуте в г.Витебске. В 2022 г. реконструирован Глубокский районный ФОЦ. В ближайшей перспективе планируется строительство многофункционального спорткомплекса в микрорайоне ”Билево“ в г.Витебске, реконструкция банно-прачечного комбината под ФОК в г.п.Шарковщина, строительство ФОК в микрорайоне ”Аэропорт“ в г.Полоцке и другое.
СЛ. 37. В числе наиболее значимых объектов инфраструктуры – реконструкция путепровода ”Полоцкий“, улицы Гагарина, строительство автодороги, которая стала продолжением проспекта Строителей на участке от улиц Бровки до Короткевича.
СЛ. 38. Основные задачи области на 2023 – 2025 годы: обеспечить выполнение показателей социально-экономического развития, предусмотренных Программой социально-экономического развития Витебской области на 2021–2025 годы с учетом допущенного
в 2021–2022 годах отставания (ВРП за 2021-2025 годы – 114,3 процента, инвестиций в основной капитал – 118,7 процента, номинальной начисленной заработной платы – 157,5 процента, совокупных поступлений доходов консолидированного бюджета – 152,2 процента).
СЛ. 39. В пищевой промышленности планируется дальнейшее развитие сырьевых зон и увеличение загрузки производственных мощностей.
В деревообработке – диверсификация производств для выпуска продукции с более высокой добавленной стоимостью и восстановления объемов экспорта.
В легкой промышленности для стабильной работы предприятий продолжится совместно с учебными заведениями области работа
по подбору, обучению и закреплению необходимых кадров.
В льняной отрасли начата работа по созданию интегрированной структуры на базе ОАО ”Оршанский льнокомбинат“ и проведение дальнейшей модернизации льнозаводов.
СЛ. 40. В нефтехимической отрасли за счет ввода в эксплуатацию комплекса замедленного коксования на ОАО ”Нафтан“ будет обеспечена углубленная переработка нефти и производство инновационной продукции – нефтяного кокса.
В фармацевтике будут завершены проекты по созданию высокотехнологичных производств по выпуску вакцин на
ОАО ”БелВитунифарм“ и производству ветпрепаратов на ОАО ”Белкаролин“.
На предприятиях машино- и станкостроения одним из резервов станет повышение уровня локализации продукции за счет использования узлов, деталей и комплектующих белорусского производства.
Одной из ключевых задач станет развитие импортозамещения
и производственной кооперации, в первую очередь с российскими субъектами хозяйствования.
В 2023 году в области будут реализовано 10 инвестпроектов, направленных на увеличение локализации производства и глубины переработки сырья.
СЛ. 41. В сельском хозяйстве для максимальной загрузки производственных мощностей пищевой промышленности необходимо обеспечить прирост производства продукции животноводства. Для этого планируется завершить комплектацию поголовьем введенных молочно-товарных и свиноводческих комплексов, обеспечить сохранность поголовья крупного рогатого скота, строгое соблюдение технологической и исполнительской дисциплины.
В торговле будет продолжена работа по обеспечению населения широким ассортиментом продукции, регулированию цен, качеству обслуживания населения и обеспечению прироста розничного товарооборота торговли и общественного питания.
СЛ. 42. Приоритетные направления инвестиционной деятельности –
это развитие производственной сферы и сосредоточение ресурсов
на реализации инвестпроектов с высокой долей наукоемких
и ресурсосберегающих технологий, экспортной и импортозамещающей направленности; реконструкция и модернизация предприятий
по переработке сельскохозяйственного сырья, обновление парка сельскохозяйственных машин, дальнейшее развитие свободной экономической зоны ”Витебск“ с ориентацией на создание инновационных производств, вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого имущества, находящегося в коммунальной собственности.
До конца пятилетки планируется:
реализовать 114 производственных и 94 инфраструктурных инвестпроекта, в том числе 23 проекта в рамках инициативы ”Один район – один проект“ (реализация в каждом районе производственного проекта с численностью работающих не менее 20 человек);
обеспечить прирост объемов строительно-монтажных работ за счет максимальной загрузки строительных организаций области, строительства жилья; объектов социальной инфраструктуры;
принять меры по вводу объектов сверхнормативного незавершенного строительства, в первую очередь производственного
и сельскохозяйственного назначения;
обеспечить ежегодно полное и своевременное освоение средств
в рамках Государственной и региональной инвестиционных программ.
СЛ. 43. Во внешнеэкономической деятельности необходимо обеспечить прирост экспорта товаров и услуг за счет:
дальнейшей диверсификации экспорта;
увеличения экспорта в Китай;
проведения сертификации продукции для поставок в страны Азии
и Ближнего Востока, внедрения в этих целях технологий упаковки товаров с длительными сроками хранения;
максимального использования экономических преимуществ территорий СЭЗ ”Витебск“ и Особой экономической зоны ”Бремино-Орша“;
отработки устойчивых вариантов логистических маршрутов и схем поставок товаров;
использования мер государственной поддержки по кредитованию
и страхованию экспорта;
наращивания экспорта туристических услуг и увеличению его доли в структуре экспорта услуг области.
У Витебщины — огромный потенциал и широкие перспективы.
Регион наполнен созиданием и творческим поиском, открывает большие возможности для развития и роста. Рождаются новые планы, находят воплощение самые смелые идеи, и всё это благодаря людям, работающим здесь, их таланту и трудолюбию.
Главное управление идеологической работы и по делам молодежи облисполкома, февраль 2023 г.
**************************************************************************
Пётр Миронович Машеров – выдающийся государственный деятель Беларуси
В эти дни наша страна отмечает 105-летний юбилей со дня рождения крупнейшего общественного, государственного и политического деятеля, Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда Петра Мироновича Машерова. Юбилейные мероприятия – дань нашей благодарной памяти этому выдающемуся человеку и гражданину, патриоту и созидателю, истинно народному лидеру.
Идут годы. Неумолимый ход времени отдаляет от нас скорбные октябрьские дни 1980 года, когда трагически оборвалась жизненный путь Петра Мироновича Машерова. Много событий произошло за это время. Но за вереницей лет ещё величественнее видится светлый образ человека, который без остатка всю свою яркую, плодотворную жизнь посвятил верному служению нашему народу, родной Беларуси.
На формирование личности Петра Мироновича, безусловно, влияла общественно-политическая обстановка того времени, в которой он жил и работал. Но такие качества, которыми отличался Петр Миронович, как исключительная доброта, трудолюбие, настойчивость в достижении цели, высокая нравственность, уважение и любовь к людям, были заложены в семье родителями.
Петр Миронович Машеров родился 13 (26 по новому стилю) февраля 1918 года в селе Ширки, что на Сенненщине, в простой крестьянской семье. Небольшая деревенька Ширки, примостившаяся среди лугов и перелесков в излучине Лучесы, и небогатая, скромная, самая обыкновенная семья, в которой Петр был третьим ребенком, – все это было типично белорусским.
Отец – Мирон Васильевич работал по 14-16 часов в сутки, помимо крестьянского труда он плотничал и слесарничал, был мастером на все руки, уважаемым среди односельчан человеком.
Мать – Дарья Петровна управлялась по хозяйству, во всем помогала мужу, воспитывала 5 детей.
Судьба родителей Петра Мироновича оказалась трагичной – отец и мать погибли.
В декабре 1937 году был арестован по ложному обвинению и сослан на три года в Горьковскую область (станция Сухобезводное) на лесозаготовки Мирон Васильевич. Не выдержав изнурительного труда и недоедания, будучи уже немолодым человеком, страдающим ревматизмом и пороком сердца, он скончался там 20 марта 1938 года. Решением Верховного суда БССР 17 августа 1959 года Мирон Васильевич был реабилитирован.
Через несколько лет в сентябре 1942 года Дарья Петровна, участница Россонского подполья, во всем помогавшая своему младшему сыну, партизанскому командиру, была расстреляна немецко-фашистскими оккупантами.
Когда погиб отец, Петр был студентом Витебского пединститута. Он с детства хорошо учился, выделяясь среди сверстников, проявлял особые способности к физике и математике. Много раз занимал призовые места на районных олимпиадах по этим предметам, увлекался астрономией.
Любил Петр и поэзию, особенно Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Богдановича, Купалу, знал наизусть множество стихов.
Успешно окончив 7 классов, он в 1934 году поступил на педрабфак Витебского пединститута. В те годы на этих специальных факультетах рабочей и крестьянской молодежи давали среднее образование, готовили к поступлению в ВУЗ.
В 1935 году Петр стал студентом физико-математического факультета Витебского пединститута. В годы учебы он активно занимался общественной работой, спортом. В первый год учебы в институте его избирают в состав комитета комсомола и поручают возглавить культурно-массовый сектор. Выбор получился удачный. Петр Миронович сразу же активно взялся за порученное дело. По его инициативе был создан студенческий хор. Затем появился музыкальный кружок, а вслед за ним и танцевальный. Вскоре о художественной самодеятельности института стало известно всему городу.
Петр Миронович был ворошиловским стрелком, занимался в лыжной секции, участвовал в лыжном походе по местам боев в годы гражданской войны. Поход был посвящен 20-летию Красной Армии. За участие в нем Петр получил свои первые знаки отличия – именные часы от наркомата просвещения и нагрудные жетоны Белорусского комитета физкультуры и спорта.
В студенческие годы, особенно после ареста отца, когда у матери на руках осталось двое младших детей, сестры Петра Надежда и Ольга, ему приходилось особенно тяжело в материальном отношении. Выручали оптимизм и здоровье молодости, исключительная работоспособность и целеустремленность, сильная воля, и, конечно, самоотверженная помощь старших сестры и брата. Сестра Матрена – старшая в семье, с детства помогала родителям, опекала младших братьев и сестер, и позднее она жертвовала собственным благополучием, чтобы они смогли получить высшее образование.
Брат Павел к тому времени закончил институт, работал директором школы в Россонском районе и много помогал Петру. В дальнейшем Павел пошел по военной стезе, стал генералом.
В 1939 году, закончив пединститут, Петр начинает работать учителем физики и математики Россонской СШ. Дети любили своего молодого наставника, многие бывшие ученики в годы войны стали в ряды подпольщиков, а потом вошли в партизанский отряд, руководимый Петром Машеровым. И в дальнейшем, находясь уже на партийной работе, П.М.Машеров много внимания уделял школе, проблемам образования и воспитания подрастающего поколения. Тогда же в Россонах Петр встречается со своей будущей женой Полиной Андреевной Талановой, работавшей зубным врачом. Всю войну они прошли рядом, Полина Андреевна была активной подпольщицей, медсестрой, потом начальником медслужбы партизанского отряда имени Щорса, которым командовал Машеров. Вместе они были до последнего дня Петра Мироновича.
Вырастили двоих дочерей – Наталью и Елену, воспитывали внуков. Полина Андреевна была хранительницей домашнего очага, верной помощницей и надежной опорой мужа.
С первых дней войны П.М.Машеров добровольцем идет в ряды Красной Армии. Попадает в окружение, через несколько дней, в августе 1941 года бежит из плена. Возвратившись в Россоны, он начинает организовывать сопротивление оккупантам, становится во главе Россонского подполья.
Подпольщики собирали оружие и патроны, писали и распространяли листовки со сводками Совинформбюро, готовили и осуществляли диверсии, срывали заготовку и отправку сельхозпродукции.
В апреле 1942 года группа подпольщиков под руководством П.М.Машерова уходит в лес. Машеров возглавляет партизанский отряд имени Щорса, действовавший в Россонском районе БССР и соседних районах РСФСР и Латвийской ССР. Отряд провел много успешных операций, партизанское движение на Россонщине ширилось. Оккупанты были практически блокированы в нескольких гарнизонах. Летели под откос эшелоны, подрывались мосты, земля горела под ногами захватчиков.
Пытаясь прервать связь партизан с жителями района, фашисты развернули террор против мирного населения. Были арестованы родные и близкие партизан, в основном женщины и дети, среди них была и мать П.М.Машерова – Дарья Петровна. 16 сентября 1942 года после многочисленных допросов и пыток все они были расстреляны.
Это личное горе не сломило духа партизан, еще яростнее стали их удары по врагу. И, потерявший самое дорогое, – мать, всего себя отдавал борьбе за освобождение Родины партизанский командир Машеров.
В марте 1943 года в боевой обстановке П.М.Машеров становится членом КПСС. С того же времени он – комиссар партизанской бригады имени К.К.Рокоссовского, действовавшей в Витебской и Вилейской областях, много делает для поднятия боевого духа партизан, всегда находясь в первых рядах.
Мужество и героизм, проявленные в борьбе против оккупантов, большой опыт работы в подполье, незаурядные организаторские способности, образованность, любовь и уважение товарищей – все эти качества способствовали тому, что в сентябре 1943 года П.М.Машеров был избран первым секретарем Вилейского подпольного обкома ЛКСМБ. На этом посту он работал вплоть до освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков.
За годы войны П.М.Машеров был дважды ранен.
15 августа 1944 года Петру Мироновичу одному из немногих партизан и подпольщиков, еще во время войны, было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
В представлении к награждению сообщалось: "Товарищ Машеров первый организатор партизанского движения в Россонском районе Витебской области, которое в дальнейшем выросло во всенародное восстание и создало огромный партизанский край в 10 тыс.кв.километров, полностью сбросивший немецкое иго и восстановивший Советскую власть. Дважды раненый, товарищ Машеров за время двухлетней борьбы с немецкими захватчиками проявил личное мужество и отвагу, отдавая все свои силы, знания и способности этой борьбе и не жалея своей жизни. Достоин присвоения звания Героя Советского Союза".
Белорусский народ по праву гордится такими выдающимися организаторами и руководителями партизанского движения, как Петр Машеров, Константин Заслонов, Василий Корж, Минай Шмырев, Владимир Лобанок, Алексей Данукалов, Василий Козлов, Кирилл Орловский, Федор Марков, Иван Захаров и многие другие. 87 народных мстителей Беларуси были удостоены звания Героя Советского Союза.
Но экономике республики был нанесен огромный урон. Дотла выжженной, опустошенной, истекающей кровью предстала непокоренная Белоруссия перед глазами советских воинов, принесших ей освобождение в результате знаменитой операции "Багратион".
Республика потеряла более половины своего богатства, фашисты сожгли 627 сел вместе с их жителями. В огне погиб каждый четвертый житель республики, а в нашей области – каждый третий. Тем разительнее то, что совершил белорусский народ. Народ-патриот, народ-воин и в труде был таким же самоотверженным и героическим, как и в жестоких схватках с фашистами.
С июля 1944 года П.М. Машеров работал в качестве первого секретаря Молодечненского обкома ЛКСМБ, с июля 1946 года – секретарем, а с октября 1947 года – Первым секретарем ЦК ЛКСМ Белоруссии.
В июле 1954 года он был избран вторым секретарем Минского обкома партии, а в августе 1955 года – первым секретарем Брестского обкома Компартии Белоруссии.
С апреля 1959 года Петр Миронович работал в ЦК КП Белоруссии секретарем, вторым секретарем, а с марта 1965 года – Первым секретарем Центрального Комитета Компартии Белоруссии.
В апреле 1966 года он избирается кандидатом в члены политбюро ЦК КПСС. С этого же года, одновременно, членом президиума Верховного Совета СССР, являясь и депутатом Верховного Совета БССР.
За эти годы наша родная Белоруссия достигла поистине колоссальных успехов в развитии народного хозяйства, науки, культуры, росте народного благополучия.
За 1965–1980 гг. республика под руководством П.М.Машерова завершила качественный скачок в своем развитии, стала передовой высокоразвитой индустриальной страной. Именно тогда был создан тот громадный научно-технический потенциал, который и сейчас является основой нашего народнохозяйственного комплекса. Именно в те годы Белоруссия стала широко известна миру, заняла достойное место среди республик СССР и на мировой арене. Добрую славу получила продукция белорусской промышленности, которая поставлялась более чем в 100 стран мира, в том числе в США, Канаду, Германию. Достаточно назвать только знаменитые тракторы "Беларусь", "МАЗы", холодильники, оборудование для космических исследований. На всех континентах зазвучали наши песни, стала известна литература, белорусское искусство. Высших спортивных достижений добились многие белорусские спортсмены. Был совершен переход ко всеобщему среднему образованию, создана современная система высшего образования, успешно развивались наука, социальная сфера, здравоохранение и медицинское обслуживание. К 1980 г. по всем этим показателям республика вошла в число передовых в мире, превратившись в течение 60-70-х годов из, в основном, аграрной с развивающейся промышленностью и социальной инфраструктурой страны в высокоразвитое современное государство.
За период 1965–1980 гг., когда П.М.Машеров руководил республикой, темпы роста валового национального продукта составляли 308 процентов, промышленности – 417 процентов, сельского хозяйства – 125 процентов, национальный доход утроился. Другими словами, именно под руководством П.М.Машерова стала той страной, которую знаем и любим все мы, той Белоруссией, которую знают и уважают в мире.
Мемориальный комплекс в Хатыни, Курган Славы, мемориал "Прорыв", Брестская крепость – эти и другие памятники, увековечившие подвиг народа, созданы при его непосредственном личном участии, были его постоянной заботой.
Петр Миронович не на словах, а на деле очень много сделал для развития белорусской национальной культуры. По его инициативе в Минске был открыт памятник песнярам Беларуси Я.Коласу и Я.Купале. Он инициатор создания журналов "Маладосць", "Неман", издательств "Юнацтва", "Мастацкая літаратура", "Белорусская Советская Энциклопедия". Строительство Дома литераторов, Дома учителя, филармонии в Минске, Дома творчества писателей на Ислочи – во всем этом неоценим его личный вклад.
Он помогал творцам подлинной культуры, созидателям, работающим для народа, для доброго имени нашей республики. По его инициативе артистам ансамбля "Песняры" было присвоено звание заслуженных артистов республики, В.Мулявину – звание народного артиста. Он защищал от несправедливых нападок народного художника М.Савицкого, поддерживал многие инициативы Союза писателей Беларуси, других творческих союзов.
П.Бровка, И.Мележ, И.Шамякин, М.Танк, К.Крапива и другие деятели науки, литературы и искусства всегда находили в его лице надежную опору.
Благодаря его содействию в Минске были созданы академические институты в передовых отраслях науки – электронике и технической кибернетике.
Много делал П.М.Машеров для развития белорусского спорта, всячески помогая нашим выдающимся спортсменам – О.Корбут, А.Медведю, многим другим. При нем в Минске был построен Дворец спорта, реконструирован стадион "Динамо".
За большой личный вклад в социально-экономическое развитие республики, укрепление ее материально-технической базы, культуры и науки, повышение благосостояния белорусского народа в 1978 г. Петру Мироновичу было присвоено звание Героя Социалистического труда.
Награжден семью орденами Ленина, многими другими правительственными наградами, в том числе иностранных государств. Трагически погиб 4 октября 1980 года в автомобильной катастрофе.
Благодарная память о Петре Мироновиче живёт в наших сердцах. Именем его названы предприятия, школы, улицы. Бронзовый бюст П.М.Машерова – Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда установлен на центральной площади г.Витебска. В Витебском государственном университете, которому Указом Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 21 января 1998 г. присвоено имя П.М.Машерова, на фасаде главного учебного корпуса установлена мемориальная доска. О жизни выдающегося земляка рассказывает мемориальный зал в Россонском музее боевого содружества, написаны книги, сняты кинофильмы. Для студентов Витебского университета учреждаются две стипендии имени П.М.Машерова.
С особой теплотой вспоминают Петра Мироновича на Витебщине. Здесь живут и трудятся многие люди, хорошо знавшие его – односельчане, одноклассники, однокурсники по учёбе в институте, ученики и коллеги по Россонской школе, соратники по подпольной и партизанской борьбе, товарищи по комсомольской, советской и партийной работе.
Именно им, партизанам-машеровцам, принадлежит идея создания клуба П.М.Машерова, возникшая в феврале 1998 г. в дни празднования 80-летия со дня рождения славного сына белорусского народа. Свою главную задачу члены клуба видят в воспитании молодого поколения на примере жизни и деятельности П.М.Машерова. Их слово звучит перед студентами высших и учащимися средних специальных учебных заведений, школ и профтехучилищ, воинами белорусской армии.
Его жизненный подвиг вызывает искренний интерес. С нескрываемым волнением слушает молодёжь рассказы убелённых сединой ветеранов, участников и очевидцев боевых операций и трудовых свершений, смотрят кинотрилогию "Пётр Миронович", читают книги о нём.
Вместе с ветеранами юноши и девушки – студенты учреждения образования "Витебский государственный университет" и молодежный актив Россонского района в июне 1999 г. установили памятный знак на месте летней стоянки созданного в 1942 г. П.М.Машеровым партизанского отряда Дубняка – имени Н.А.Щорса – прославленного героя гражданской войны. В лесу под деревней Ровное Поле на берегу Чёрного ручья стоит сооружённый ими символ, напоминающий вход в партизанскую землянку. В июне 2000 г. они помогли Россонскому райисполкому в строительстве музея под открытым небом – музея партизанского быта на берегу лесного озера Деражно, где зимой 1942/43гг. дислоцировалась бригада имени К.К.Рокоссовского. Студенты ежегодно проводят звёздные походы по памятным машеровским местам.
К 85-летию со дня его рождения Витебским областным исполнительным комитетом и учреждением образования "Витебский государственный университет" издана книга воспоминаний о П.М.Машерове "Не говори с тоской, их нет…". В ней повествуется о детстве, юности, студенческих буднях, подпольной и партизанской борьбе во время фашистской оккупации, партийной и советской работе П.М. Машерова рассказывают его родные и близкие, одноклассники и однокурсники, ученики и учителя, товарищи по подполью и партизанскому движению, соратники по комсомольской, партийной и советской работе.
* * *
Петр Миронович Машеров с юных комсомольских лет и в течение всей жизни был исключительно яркой и целеустремленной личностью с активной жизненной позицией. Руководящие кадры, да и все люди Белоруссии видели в нем не большого начальника, а более зрелого, умного и талантливого товарища, с которым всегда хотелось поделиться и радостями, и горестями, получить справедливую оценку и, если требовалось, помощь.
П.М.Машеров, наш славный земляк, постоянно уделял внимание вопросам экономического и культурного развития Витебской области. Он отлично знал, что природно-климатические условия Витебщины значительно хуже, чем в других областях, что фашистская оккупация нанесла нашей земле тяжелый урон. Он стремился и личным влиянием, и добрым словом, и критикой, принципиальной требовательностью, и активной поддержкой добрых начинаний, и различного рода мерами по укреплению материально-технической базы отраслей народно-хозяйственного комплекса, науки и культуры добиваться, чтобы область занимала достойное место в республике. Об этом многие жители Витебщины хорошо знают, а молодые люди узнают из тех живых воспоминаний о нашем земляке, руководителе, старшем товарище и друге.
Петр Миронович безмерно любил родную Белоруссию и белорусский народ, гордился его героическими подвигами, делал все для того, чтобы высокими темпами развивались экономика и культура, повышалось материальное благосостояние трудящихся. И народ Белоруссии платил ему такой же любовью и активно поддерживал, претворял в жизнь все его начинания.
Отмечая юбилейную годовщину, можно сказать, что слава, его доброе имя выдержали испытание временем, и образ Машерова будет долго храниться в сознании белорусского народа.